С белорусской пропиской

00:00, 21 ноября 2012г, Экономика 2762


С белорусской пропиской Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

В магазинах Алтайского края можно приобрести трикотаж, сыр и косметику из союзного государства, а на полях увидеть «Алтай- ПАЛЕССЕ» - гомельский зерноуборочный комбайн, собранный у нас. В то же время барнаульские шины колесят по автострадам Белоруссии, а вагоны – по железной дороге

Журналисты «АП» побывали на предприятии, которое эффективно сотрудничает с коллегами из страны таможенного союза, а также выслушали мнение экспертов о дальнейшем развитии сотрудничества
с Республикой Беларусь.

Время собирать… грабли

В 1990 годах ООО «Агроспецмашина» (АСМ) начинало как дилер известного белорусского ОАО «Бобруйскагромаш», занимаясь поставками, реализацией и гарантийным обслуживанием до 70 видов его кормозаготовительной продукции. Затем, по-прежнему представляя за Уралом белорусское предприятие, оно вышло на новый виток сотрудничества. Здесь из бобруйских машинокомплектов освоили сборку трёх видов пресс-подборщиков и навесной роторной косилки. «А зачем возить воздух? – рассудили на алтайском заводе. Ведь пресс-подборщик по большому счёту это большая бочка на колёсах. К тому же значительная часть комплектующих для белорусской продукции поставлялась с Алтая. Словом, произошло то, что на языке производственников называется локализацией. Оказалось, что местные, алтайские комплектующие составляют около половины всего агрегата. Судите сами: шины – производства Барнаульского шинного завода, планка – алтайской фирмы «Термоблок», цепи выпускает компания «Алтайталь», которая, кстати, как и АСМ, базируется на территории холдинга «Барнаульский станкостроительный завод».

Слесарь-сборщик Виталий Прудников – один из 57 работников ООО «Агроспецмашина». В ходе краткого знакомства он рассказал нам, что имеет высшее образование, но предпочёл освоить рабочую профессию. И вот уже четвертый год выполняет несколько десятков несложных, но ответственных операций, требующих физической силы, старания, умения. По его словам, молотка в наборе инструментов слесаря нет – поступающие на предприятие комплектующие изделия довольно высокого качества. А рабочую должность Виталий Прудников освоил из-за зарплаты: она в среднем по предприятию составляет свыше 22 тысяч рублей – хватает не только на жизнь его семье, но ещё и на выплату ипотечного кредита за приобретённое жилье.

Первый пресс-подборщик был собран на производственных площадях АСМ в 2006 году. Через год здесь же начали выпускать прицепную косилку. Позже повысили уровень локализации продукции до 30-50 процентов. В прошлом году из ООО «Агроспецмашина» вышло 548 единиц собранной здесь техники, а за 10 месяцев этого года уже превышен и этот показатель, а объём производства составил 168 миллионов рублей. В планах предприятия, по словам его директора Алексея Азарова, - выпуск в будущем году 730-750 единиц кормозаготовительной техники.

Пришла пора собирать здесь и грабли-ворошилки. Кроме того, здесь в ближайшие годы намерены освоить выпуск кормораздатчика и тракторного прицепа.

Зачем же цепляться за старое?

Отрасль сельскохозяйственного машиностроения до недавнего времени была в нашем аграрном крае одной из основополагающих. Однако после банкротства Алтайского тракторного и Алтайского моторного заводов выпуск сельхозтехники значительно упал, но не прекратился.

Кстати говоря, оценки причин столь незавидного положения бывших флагманов отрасли близки как у представителей властей, так и у независимых экспертов.

К примеру, заместитель губернатора Виталий Ряполов заявил «АП», что «на Алтайский моторный, Рубцовский тракторный заводы пришли собственники, в итоге приведшие эти предприятия к полному краху. Неэффективные действия собственника Алтайского тракторного завода, в том числе производство неконкурентных, некачественных тракторов, в итоге явились причиной закрытия предприятия».

С этим мнением солидарен президент группы компаний «Агроцентр» Александр Костин: «Руководство рубцовского завода, на мой взгляд, совершило ошибку и пошло по пути реанимации техники, которая была востребована 10, а может быть, и 20 лет назад. А на рынок надо выходить с современным продуктом».

Кстати говоря, в прошлом году именно группа компаний «Агроцентр» открыла сборочное производство комбайнов «Алтай-ПАЛЕССЕ». Оно организовано из машинокомплектов «Гомсельмаша» на базе входящего в «Агроцентр» ООО «Леньковский СельМашЗавод». Здесь к настоящему времени собрано 12 первых гомельских зерноуборочных машин производительностью 12 и 18 тонн в час. При этом в конструкцию машины внедрены изменения, учитывающие условия нашего края. Комбайны успешно прошли проверку на Алтайской машиноиспытательной станции в Поспелихе, по результатам полевых испытаний получили сертификат соответствия.

В уборочной кампании текущего года участвовали два комбайна «Алтай-ПАЛЕССЕ» в сельхозпредприятиях «Восход» Шипуновского района и «Знамя труда» Кытмановского района. По словам Александра Костина, они зарекомендовали себя только с положительной стороны.

В настоящее время между ООО «Леньковский СельМашЗавод» и производственным объединением «Гомсельмаш» разрабатывается инвестиционный проект по организации сборки комбайна с локализацией производства в размере до 25 процентов. Также здесь успешно идёт совместная сборка прицепных зерновых жаток. В целом же номенклатура запасных частей, выпускаемых ООО «Леньковский СельМашЗавод», уже превышает сотню наименований.

На постоянной основе налажено сотрудничество ЗАО «Алтайский завод прецизионных изделий» с ОАО «Минский моторный завод» по поставкам форсунок для белорусского предприятия.

Обсуждаются новые совместные проекты по выращиванию и переработке льна, а также в области вагоностроения.

Несколько десятков малогабаритных колёсных тракторов «Беларус-320» собрано на совместном российско-белорусском предприятии ООО «АлтБелТрактор» из машинокомплектов Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов.

А вот проект организации сборочного производства тракторов «Беларус-82.1» в ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» из машинокомплектов Минского тракторного завода приостановлен. Выпущена лишь пилотная партия в количестве трёх тракторов. Справедливости ради следует отметить, что на долю этого нового предприятия приходится около половины российского рынка запчастей для сельхозтехники.

По словам председателя совета директоров ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» Виктора Зобнева, сбой со сборкой трактора произошёл, потому что «изменились условия, мы вынуждены работать в едином экономическом пространстве. Проект реализуется тогда, когда он взаимовыгоден, а сейчас логистика складывается таким образом, что белорусской стороне выгоднее организовывать сборочные производства в европейской части России. И кого-то винить в данной ситуации неправильно, на краевом уровне эту проблему решить нельзя, решение возможно только на федеральном».

Белорусская сторона предложила алтайским партнёрам машинокомплекты по цене, сопоставимой с продаваемыми дилерами в регионе уже готовыми тракторами. В итоге рыночная стоимость машины стала неконкурентоспособной. Ситуацию не смогли изменить рекомендации существующей ряд лет двусторонней комиссии по координации сотрудничества Алтайского края и Республики Беларусь и участие в переговорном процессе посольства России в Белоруссии.

Однако следует отметить, что дружественные отношения с союзной Беларусью, как правило, помогают в оперативном решении многих вопросов в реализации совместных проектов. В частности, удалось добиться того, что большинство предприятий региона при содействии администрации края планомерно увеличивают уровень локализации, степень использования алтайских комплектующих. А эти факторы являются обязательным требованием для получения государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.

Разруха - в головах!

Нередко можно слышать, что «алтайские заводы стоят, промышленность рухнула». Так ли это?

Статистика говорит о том, что из 120 крупных и средних предприятий, составляющих основу советской промышленности края в канун приватизации, по состоянию на 1 января этого года ликвидировано либо было близко к банкротству около 20 предприятий. Причём большая их часть прекратила своё существование в начале 2000-х годов. Самыми болезненными потерями стали ОАО «Полиэкс» (бывший Бийский химический комбинат), комбинат химических волокон (КХВ), завод синтетического волокна (ЗСВ) и уже упоминавшиеся Алтайский тракторный (АТЗ) и моторный заводы (АМЗ).

В то же время за постприватизационный период в крае (то есть за последние 20 лет) практически на голом месте – не за счёт социалистической собственности, а за счёт собственных и привлечённых средств – создано более 50 новых средних и крупных предприятий. Подчеркну, что речь идёт не о предприятиях торговли и бытового обслуживания – мы говорим о заводах и компаниях, конечно, не таких крупных, как прежде, но занятых промышленным производством. Так вот: по итогам прошлого года удельный вес этих предприятий в объёмах индустриального производства края (без энергетики) составил уже более 20 процентов, то есть пятую часть. Это такие новые компании, как уже упоминаемые здесь ЗАО «РЗЗ», ООО УК «АЗПИ», а также ЗАО «Тонар Плюс», ООО «Алтапресс» или модернизированные, перепрофилированные: ФКП «БОЗ», ОАО «АПЗ «Ротор», ООО «АГФЗ», ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод», ОАО «Алтайвагон», ОАО «Сибэнергомаш», ОАО «Алттранс», ОАО «АНИТИМ» и другие, где есть компетентные, адекватные собственники и руководители, активно занимающиеся вопросами техперевооружения и продвижения товаров на рынок.

Существенно изменилась и структура промышленного комплекса. Ныне в нашем регионе нет какой-либо одной основополагающей отрасли, от состояния которой зависело бы если не всё, то многое – раньше это были оборонка, машиностроение, лёгкая промышленность. Наоборот, облик Алтая теперь разнообразен, он включает в себя различные виды экономической деятельности. Здесь и добыча полезных ископаемых, начинающая приобретать существенный вес, и мощнейший агропромышленный комплекс, гигантский коксохимический комбинат, многопрофильное машиностроение и производство энергетического оборудования.

К слову, о «гибнущем машиностроении»: основой прироста показателей 2011 года явились именно успехи предприятий машиностроения и металлообработки. Кстати, в текущем году ситуация изменилась. Вчерашние лидеры временно снизили темпы роста, причём по вполне объективным причинам, и на первые роли вышли производство пищевых продуктов, производство кокса и другой химической продукции. Но в совокупности промышленный комплекс края по динамике вновь существенно опережает и российские, и сибирские показатели. За январь - август текущего года, когда наш индекс промпроизводства составил 107,8 процента, по Сибирскому федеральному округу он был всего 104,9 процента.

Что касается вопроса о тенденции или случайности промышленного роста в Алтайском крае, то можно обратиться к данным за последние несколько лет. Индекс промпроизводства в Алтайском крае в 2011 году по сравнению с 2007 годом составил 125,9 процента, в Сибирском федеральном округе – 113,4, а в Российской Федерации - 104,9 процента. То есть объёмы промышленного производства края выросли за эти годы более чем на четверть, превысив показатели СФО на 12,5 процентных пункта, а страны – на 21 процентный пункт.

Немалую долю в экономике края занимают предприятия, занятые внешнеторговыми операциями, международным сотрудничеством.

Если возвратиться к разговору о связях Алтайского края с Белоруссией, то отмечается существенный рост товарооборота между ними. К примеру, в 2011 году этот показатель вырос более чем на треть (34 процента), а за первую половину текущего года повысился на 23,8 процента.

Эксперты отмечают и самую главную положительную тенденцию: с 2010 года Алтай вышел на положительное сальдо торгового оборота. То есть край экспортирует в Белоруссию почти в два раза больше, чем закупает. Причём это соотношение увеличивается.

Работают с Белоруссией прежде всего совместные промышленные предприятия, это несколько успешных сборочных производств, а также компании, занимающиеся поставкой комплектующих в Белоруссию. В основе их деятельности лежит Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между администрацией Алтайского края и Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь, подписанное в ноябре 1998 года. Ежегодно планы мероприятий по развитию сотрудничества обновляются, а дружеские связи между нашим регионом и Республикой Беларусь становятся устойчивее.

В настоящее время, как сообщили в управлении Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей, готовится к подписанию новое соглашение между администрацией Алтайского края и правительством Республики Беларусь.

Фоторепортаж