Остаёмся жить в селе!

Молодым учителям вручили сертификаты на льготную ипотеку

00:00, 15 января 2013г, Общество 1950


Остаёмся жить в селе! Фото №1

Впервые в крае за счет средств федерального бюджета в 2012 году стали реализовываться мероприятия по предоставлению учителям общеобразовательных учреждений ипотечных кредитов. Разработана долгосрочная целевая программа «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012-2015 годы. Более 200 педагогов региона стали участниками проекта, в том числе двое – из Рубцовского района.

Покупаем дом

Екатерина Горлова родилась в селе Половинкино, окончила здесь школу, поступила в педагогический вуз, а после его окончания три года проработала в Рубцовске. И вот вернулась в родные пенаты учителем немецкого языка. Ведет уроки в начальных классах и в шестом. Но на работу приходится каждый день ездить из города, что, разумеется, не очень удобно. Екатерина Викторовна признается, что в сельской школе ей даже интереснее, чем в городской. Она не только обучает детей, но и сама развивается в профессиональном плане, участвует в различных конкурсах, стала финалистом краевого этапа «Учителя года». Поэтому дальнейшую свою жизнь связывает с селом, только вот с жильем до последнего времени были проблемы. Но когда молодая семья узнала о целевой программе для учителей, решила вступить в нее.

– В настоящее время трудно накопить деньги на покупку дома, – делится Екатерина Викторовна, – и я очень рада, что существует программа льготной ипотеки для педагогов, она облегчит приобретение жилья. Мы будем покупать дом в деревне.

В соответствии с программой как минимум на пять лет Горловы останутся в Половинкино. В семье наверняка появятся дети. Так и закрепятся на селе.

Проблемы с жильем испытывает и семья Гулинских из Новоалександровки. Елена Николаевна уже три года работает в местной школе учителем истории и по совместительству вожатой. Семья состоит на учете в сельсовете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

– Возможности приобрести жилье за наличные деньги у нас нет, – рассказывает Елена Николаевна. – Мы узнали о программе и решили воспользоваться льготной ипотекой. Считаю, что это хорошая поддержка для молодых специалистов.

Гулинские уже присмотрели в селе добротный дом, который будут приобретать. В семье подрастают двое ребятишек. В покупке, скорее всего, будет задействован еще и материнский капитал. Молодые люди намерены всерьез обосноваться в деревне.

Свидетельства о праве на получение льготной субсидии учителям уже вручены. Можно с удовлетворением отметить, что заработала еще одна программа, направленная на закрепление педагогов в сельских школах, и есть надежда, что в дальнейшем их дети и внуки тоже будут жить и работать в селе.

Преимущество данной программы состоит в том, что вне зависимости от того, какую процентную ставку по ипотеке устанавливает банк, участники будут платить 8,5 процента. Главное – выполнить несколько условий. Получателями субсидии могут стать молодые учителя в возрасте до 35 лет, работающие в государственном или муниципальном образовательном учреждении края, имеющие педагогический стаж не менее года. Кроме того, заявители должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Пока больших проблем по оформлению документов не возникает. Подали заявки три семьи, две уже получили сертификаты. Но участников явно будет больше, поскольку действие программы рассчитано до 2015 года.

В ожидании учителя

Благодаря приобретению жилья эти двое педагогов останутся жить и работать в селах как минимум на пять лет, но, скорее всего, закрепятся и на более долгий срок. Для Рубцовского района это очень важно, ведь дефицит педагогических кадров достаточно велик – нехватка составляет 16 человек, а средний возраст учителей насчитывает 42-43 года.

В сложившейся ситуации, чтобы ни в коем случае не оставлять без внимания школьные предметы, в районе практикуют как внутреннее перераспределение, так и совместительство.

Совместители преподают сразу несколько предметов, нагрузка получается большой. С одной стороны, это дает возможность неплохо заработать – в среднем зарплата учителей по району достигает 14 тысяч рублей, в отдельных случаях поднимается до 30 тысяч. С другой стороны, через некоторое время от такой интенсивной работы человек непременно устает. То, что под силу молодому организму, не всегда вынесет пожилой педагог.

Десяти учителям приходится приезжать к ученикам, причем держать путь и из Рубцовска, и из поселков, пользуясь школьными или обычными рейсовыми автобусами.

Но такое решение проблемы все же следует считать половинчатым. Необходимо прочно закреплять учительские кадры на селе. В этом ощутимую помощь оказывают различные федеральные, краевые и районные программы. Правда, не все молодые выдерживают выдвигаемые условия. Так, по федеральной программе поддержки в Бобковскую школу приехал специалист. Ему причиталось 500 тысяч рублей, и он должен был отработать в селе три года. Хватило его на год. Деньги пришлось вернуть государству, а ребята остались без учителя.

Кстати, хлеб участника программы не столь сладок, как может показаться на первый взгляд. Эти полмиллиона действительно нужно заработать – в течение первого года провести анализ работы школы, а впоследствии предложить свою программу с элементами инноваций.

Сегодня в том же образовательном учреждении работает педагог, участвующий в краевой программе, согласно которой учителю, приезжающему в сельскую малокомплектную школу, выплачивается 100 тысяч рублей в виде так называемых подъемных средств.

В районе поддержка молодых специалистов закреплена в трехстороннем соглашении. Педагогам предназначены подъемные до шести должностных окладов, примерно 21 тысяча рублей. В этом году их получили двое учителей, раньше, по информации председателя комитета по образованию, бывало и по десять человек.

В течение двух лет преподаватели из Рубцовского района имеют возможность поправить свое здоровье в санаториях региона, ее использовали уже шесть человек.

Администрация района прорабатывает и другие варианты решения кадровой проблемы. За счет местного бюджета обеспечены жильем учителя в Новороссийской, Бобковской, Самарской школах. Муниципалитет оплачивает аренду жилья педагогам Ракитовской, Безрукавской, Веселоярской школ.

Однако все бреши могла бы закрыть лишь система распределения выпускников. Сейчас же, несмотря на то, что район регулярно подает заявки в педвузы, чаще возвращаются в сельскую местность те, кто там и раньше жил. Но большая часть остается в городах.

Людмила МАКОВЕЦКАЯ.

Фоторепортаж