Борьба за «народную кубышку»

00:00, 06 февраля 2013г, Экономика 2092


Борьба за «народную кубышку» Фото №1

26 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, регламентирующий деятельность Российского финансового агентства. Новая структура создается для управления государственными резервами, долгами и, возможно, для размещения и учета пенсионных накоплений граждан.
Это решение вызвало неоднозначную оценку как со стороны самих депутатов, так и со стороны экспертов.

Как известно, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) созданы, для того чтобы увести из бюджета «лишние» деньги, появившиеся от слишком высокой цены на нефть. Тем самым финансовые власти, во-первых, пытаются сделать федеральный бюджет менее зависимым от скачков на рынке черного золота, во-вторых, уменьшить инфляционное давление, в-третьих, создать резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Все мы помним, как такие обстоятельства возникли в 2009-2010 гг. во время мирового экономического кризиса и денежки пригодились.

К сегодняшнему дню там скопилось больше 5 трлн. рублей.

Среди экономистов и политиков давно идут споры, как сохранять народные деньги, в иностранных или отечественных ценных бумагах? Видимо, ряд близких к президенту экономистов убедил его, что нужно поддерживать и российский фондовый рынок. В своем Послании к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин предложил использовать часть средств Фонда национального благосостояния для инвестирования в российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных объектов.

Уже в 2013 году президент предложил направить из фонда на эти цели до 100 млрд. руб.

Пока Резервным фондом и ФНБ управляют Министерство финансов РФ и частично Центробанк, размещая их в надежные долговые обязательства ряда иностранных государств или в депозитах государственной корпорации – Внешэкономбанка. Задача – сохранить, а еще лучше преумножить «народную кубышку». Но это не всегда получается. Например, за вторую половину января совокупно накопления фондов похудели на 25 млрд. руб. за счет изменения рыночной стоимости финансовых инструментов и курсовой разницы между рублем и долларом США. Таковы гримасы рынка.

И вот Минфин хочет создать Росфинагентство – открытое акционерное общество, которое будет управлять средствами обоих фондов с помощью специализированных финансовых организаций. Как отмечается в сопроводительных документах к законопроекту, при его подготовке был учтен опыт функционирования такого рода организаций, включая агентство France Tresor (Франция), Финансовое агентство ФРГ, Офис по управлению долгом Великобритании и др.

Следуя рекомендациям президента, депутаты рассмотрели законопроект. Причем «жириновцы», «справедливороссы» и коммунисты выступили против, да и представлявший проект «единоросс», председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров согласился, что документ требует существенных доработок.

В частности, Макарова насторожило то, что специализированная финансовая организация будет создана в форме ОАО, акции которого будут свободно вращаться на рынке, что, по словам главы комитета, означает их отчуждение участниками ОАО без согласия других акционеров.

- Вы можете сказать, что там будет одно правительство РФ и не будет никаких проблем. Но в законе нет ни одной нормы о доле государства в этом ОАО, что она может снижаться. Если она может снижаться, то до каких пределов? - спросил разработчиков Макаров.

Он подчеркнул, что «не может быть никакого изменения доли государства, не может быть никакого акционерного общества».

Действительно, согласно Гражданскому кодексу акционерное общество – это коммерческая структура, созданная в первую очередь для получения прибыли.

Ну, дальше все люди, естественно, подозревают, что выведенная из-под жесткого контроля федеральных властей прибыль будет уведена вбок.

Вот что по этому поводу говорит депутат Госдумы доктор экономических наук Оксана Дмитриева:

- …Теперь с еще большей настойчивостью нас убеждают принять законопроект о передаче этих средств в акционерное общество. А это означает, что деньги, во-первых, будут расходоваться; во-вторых, могут расходоваться внутри страны; в-третьих, могут инвестироваться в рисковые вложения. Идти они будут фактически на игру на фондовом рынке, вести которую будут различные финансовые посредники по цепочке, которую мы даже не сможем проследить, под контролем некоего «наблюдательного совета». То есть конституционные полномочия правительства передаются на аутсорсинг, государство становится брокером, а средства налогоплательщиков не будут направляться на решение экономических и социальных проблем.

В общем, депутатам не нравится, что важные вопросы управления агентством предлагается оставить в компетенции правительства, а не прописывать в законе. Они считают необходимым определить порядок, условия и объемы средств, передаваемых Росфинагентству в доверительное управление. Ведь в ОАО уводят 7 федеральных бюджетов на образование, или 9 бюджетов на здравоохранение, или 2,5 бюджета на национальную оборону.

К слову, заключение Счетной палаты РФ на этот закон не только полностью отражает опасения депутатов, но и еще больше ввергает в пессимизм.

Вся надежда, что ко второму чтению законопроект существенно изменится.

Фоторепортаж