99 работ: Виолетта Метелица показала свой «Ретроспективный экспромт»

08:00, 19 июня 2021г, Культура 1829


99 работ: Виолетта Метелица показала свой «Ретроспективный экспромт» Фото №1
99 работ: Виолетта Метелица показала свой «Ретроспективный экспромт» Фото №2
99 работ: Виолетта Метелица показала свой «Ретроспективный экспромт» Миниатюра №3
99 работ: Виолетта Метелица показала свой «Ретроспективный экспромт» Миниатюра №3

В галерее «Республика ИЗО» художница и поэтесса Виолетта Метелица показывает свой «Ретроспективный экспромт» – выставку, вместившую 99 живописных и графических работ 1992–2021 годов.

Возникла стихийно

В таком объеме в Барнауле Метелицу не видели уже очень давно: 11 лет назад она переехала в Аргентину, год как вернулась и снова обживается на родине. Этой весной комиссар галереи «Республика ИЗО» Вадим Климов назвал ее в числе самых интересных и своеобразных графиков, работающих сегодня в краевой столице, и пригласил показать несколько работ в составе коллективной выставки на восемь человек. И вот теперь у нее целый зал в галерее. Так почему же «экспромт»?

– Потому что эта экспозиция возникла стихийно: галерея просто прижала меня к стенке и сказала: «Делай выставку, ты уже сто лет не выставлялась», – смеется художница. – А у меня минимум 50 серьезных работ остались в Аргентине, их очень сложно перевезти. Они сейчас хранятся у моих друзей, которые мне время от времени звонят и говорят: «Мы решили приобрести еще одну». Потихоньку их покупают, собрали уже себе мою коллекцию… Тогда я пообещала галерее, что наскребу от силы 30–40 вещей. Мне сказали: «Скреби».

Однако друзья Виолетты привезли ее старые работы из своих коллекций, которые мало кто успел увидеть, а сама она решилась погрузиться в собственные архивы. Итог – 99 произведений утонченной, очень женственной и узнаваемой графики, в основном в технике «тушь, кисть» и живописных холстов в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. Так что выставка, по ощущениям автора, как будто сложилась сама по себе.

– Иногда стесняешься каких-то своих работ, когда ты юный. Спустя годы смотришь, а они прекрасные! Ты их тогда просто не понял. К сожалению, многие вещи мы осознаем только на отдалении. Впрочем, есть здесь и совсем новые работы, которые я дописала буквально к выставке, – кивает художница на цветную серию на ДВП в смешанной технике. На ней ее нынешний дом – и нынешние размышления о жизни, посреди которых Виолетту и застала эта выставка.

«Город поэтесс»

Большая выставка всегда помогает художнику понять, куда двигаться дальше.

«Раз уж все получается ретроспективно, я достала свои старые стихи и подумала, что это интересный взгляд: меня долго не было, и вот я приехала. Но сейчас из-за ковида такое время, когда мы все меняемся и все это чувствуем», – Метелица пытается сформулировать свои ощущения.

– И какой вы себя увидели в ретроспекции? – спросили мы художницу.

– Знаете, мне тут сказали, что я сложная, что стала нетерпимой. Но когда я обошла экспозицию, поняла: я точно не злой человек! Работы добрые, и я себе это доказала.

Официальное открытие выставки прошло в формате поэтической творческой встречи. Метелица читала старые и новые стихи, а за музыкальный контрапункт отвечала семья Зулиных: гитарист, лауреат международного конкурса и преподаватель музыкального колледжа Евгений, художественный руководитель «Модерн-квартета» и композитор Наталья и их дочь, вокалистка Лучана. Эту встречу, собравшую множество друзей и бывших учеников Метелицы, тоже решили проводить «стихийно», без четкого плана. Поэтому она вместила, например, небольшой поэтический экспромт давней подруги Виолетты – поэтессы Фариды Габдрауповой.

– Не каждая областная столица может похвастаться таким прекрасным залом, как здесь, – заметила Фарида. – И, даже отсутствуя много лет, важное место в нем занимает Виолетта Валерьевна Метелица. Мы с ней вышли из одного литературного круга. Я помню это ощущение нас, молодых, новых, несущих свою поэзию вместе со своей женской красотой. До сих пор говорят: Барнаул – город поэтесс… Самой яркой из нас была Виолетта. Такие люди могли бы ничего не делать, просто ходить и себя показывать. Но когда в человеке есть утонченная, такая ранимая душа и умение владеть пером – словом… это звезды сошлись!

Кстати

Сейчас в «Республике ИЗО» работает еще несколько экспозиций: персональные фотовыставки Ольги Головиной и Дениса Калинина, а также первая экспозиция самодеятельного скульптора Михаила Половникова и выставка работ диссидента Николая Буданова, знаковой фигуры барнаульского андеграунда 1980-х.
«На одной выставке во Дворце культуры, где проходил рок-концерт, его работу увидала Янка Дягилева (советская рок-певица, участница панк-рок-группы «Гражданская оборона». – Прим. ред.), так картина попала на обложку ее альбома «Стыд и срам», – пишет о Буданове критик Вадим Климов. – Искусство Николая Буданова – не безделица, в его творчестве страсти духовные. Духовность для него – не только божественная сущность души человека, но присутствие Бога в мире. Наверное, поэтому в его работах так много ликов и лиц […]»

Как оказалось, небольшая часть работ художника сохранилась в частных собраниях.«Обрезки металла» – так называется первая персональная выставка барнаульского каменщика, а в свободное время – скульптора Михаила Половникова. «Я занимаюсь строительством и не имею отношения к изобразительному искусству, хотя всю жизнь хотел им заниматься. В частности, графикой, – рассказал нам Михаил. – А потом мне показалось, что из формата листа нужно выйти в трехмерный объем».

Большинство скульптур выполнены в технике сварки металла, в основном из отходов и обрезков. Персональную выставку ему предложили после участия в коллективной экспозиции самодеятельных художников «Слёт», которая проходила в «Республике ИЗО». Хотя до этого Михаил относился к своему творчеству как к хобби.

Фоторепортаж