Чем обернется для потребителя новая система контроля над молочной продукцией

07:49, 17 февраля 2020г, Экономика 1850


1
1

Федеральные власти вводят новую систему контроля над молочной продукцией. Многие участники рынка считают ее не только бесполезной, но и несущей немалые дополнительные затраты, за которые в конце концов придется рассчитываться потребителям, то есть нам с вами.

Как это работает

Обязательную цифровую маркировку и прослеживание молочной продукции «Честный знак» предполагается ввести с 1 июня текущего года. Такое распоряжение правительство Дмитрия Медведева выпустило в минувшем ноябре.

Система цифровой маркировки товаров в России проводится на базе ООО «Оператор-ЦРПТ». Эта компания – «дочка» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащая структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого.

Как пояснил РБК председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин, создаваемая компанией система маркировки и прослеживаемости товаров будет включать оборудование и программное обеспечение. Оборудование необходимо для нанесения генерируемого на производстве двухмерного кода Data Matrix и контроля этого процесса с помощью сканеров. Механизм прослеживания каждой единицы товара будет фиксировать все операции с ним с момента нанесения на производстве метки и до продажи конечному потребителю.

В оптовом канале процесс предполагается организовать через электронный документооборот, обязав указывать коды товара в документах. В рознице контроль выбытия товара с рынка будет осуществляться с помощью онлайн-касс.

Михаил Дубин уточнил, что в зависимости от оборудования цена внедрения системы контроля для производителя может отличаться в разы. «Дочка» ЦРПТ получит около 50 коп. за услугу прослеживаемости каждой единицы товара.

Внедрение системы прослеживаемости в одних группах товаров позволит бороться с контрафактом, в других – защитить российских производителей, в третьих – повысить фискальные сборы, отметил представитель ЦРПТ.

Дополнительные затраты

В эксперименте по внедрению маркировки на молочной продукции по стране уже участвует около 200 компаний, которые стремятся подготовиться заранее. Алтайских предприятий, насколько выяснило наше издание, среди них нет. Более того, они категорически против нововведения и собираются тянуть с его внедрением до последнего.

«Пока к маркировке продукции мы не готовимся, потому что нет официального заявления, с какого времени и каким образом будет происходить внедрение, – объяснил коммерческий директор компании «Алтайская буренка» Юрий Глумов. – Сейчас идет эксперимент в ряде предприятий страны, мы за ним следим».

Не паникует и гендиректор Салаирского маслосырзавода Максим Токарев, потому что его предприятие выпускает в основном весовую продукцию, на которую пока не предусмотрено наносить Data Matrix.

Изначально шла речь, что ЦРПТ поставит на предприятия молочной промышленности свое оборудование, а они будут платить только за маркировку. «Нам придется на это тратить 3,5–4 млн руб. в год, – прикинул представитель «Алтайской буренки». – Эти дополнительные затраты войдут в цену продукции. И для покупателей 50 коп. за каждый нанесенный код обернутся рублем, если прибавить НДС и торговую наценку в 30–70%».

На старте кампании Юрий Глумов ожидает большой нехватки маркировочного оборудования. Кроме того, придется менять дизайн упаковки, чтобы освободить место под Data Matrix,  технологически учесть, чтобы метка не стиралась при транспортировке и реализации в магазине. «Возможно, сегодняшний материал упаковки не соответствует этим требованиям и нам придется его менять, а это дополнительные затраты», – добавляет директор ООО «Рикон» Олег Махнаков. Средняя стоимость внесения изменения на один вид упаковки составит, по расчетам Юрия Глумова, 50 тыс. руб.

Проблемы будут и при фасовке сыра в магазине. Если торговая точка приобрела большую головку, значит, ее надо порезать на куски и каждый кусочек снабдить кодом. «Я сейчас запускаю производство глазированных сырков весом по 20 г. И вот каждый сырок станет дороже на 60 коп. Это 20% от его цены», – подсчитал Олег Махнаков.

Замдиректора завода плавленых сыров «Любава» Игорь Ковалев обращает внимание, что так называемая борьба за качество со стороны государства требует от предприятий постоянных финансовых вложений. Все это ведет к непрерывному удорожанию продукции и, соответственно, к снижению ее конкурентоспособности. Малому бизнесу окупить затраты труднее, чем крупному, поэтому честной конкуренции не получается.

А толку мало

Михаил Дубин признался РБК, что новая система прослеживаемости не решит проблему торговли «мимо кассы». «Но наша задача – чтобы это было невыгодно. Будет гражданский контроль, когда покупатели смогут через мобильное приложение посмотреть, является ли товар контрафактным», – отметил представитель ЦРПТ.

Юрий Глумов говорит, что считываемая с Data Matrix и «Честного знака» информация не дополняет ту, что уже есть на этикетке, а только дублирует ее. В пример он приводит сигареты, где уже используется новая маркировка.

«Все эти виды контроля внедряются государством для того, чтобы покупатель при покупке в магазине продукции был уверен, что она произведена из натурального сырья, и мог получить информацию о производителе, – объясняет коммерческий директор «Алтайской буренки». – Но если мы внимательно посмотрим сегодня на полки магазинов некоторых сетей, то увидим,  что фальсифицированные продукты с них не исчезли. Там лежит масло по цене 40 руб. за пачку, когда натуральное не может стоить дешевле 72 руб».

Игорь Ковалев уверен, что появлению подделок и низкокачественной продукции на полках мы обязаны ценовой политике торговых сетей. С одной стороны, ретейлеры могут делать наценки на товар, доходящие до 100%, с другой – добиваются от своих поставщиков минимальных цен. «Мы им доказываем, что при таких условиях качественный продукт получить невозможно. Молоко и другие составляющие технологического процесса дорожают с каждым днем, но нас не слышат», – возмущается представитель «Любавы».

Максим Токарев считает, что введенная не так давно система контроля животноводческой продукции «Меркурий» в целом выполняет свои функции, с ее помощью выявляют много фальсификата, но хотелось бы, чтобы контролирующие органы жестче относились к тем, кто поставляет подделки либо некачественную продукцию.

В свою очередь Юрий Глумов полагает, что у ветеринаров, на которых сейчас взвалили контроль над работой «Меркурия», не хватает сотрудников, чтобы все отслеживать.

«Можно контролировать движение товара через «Меркурий». Но достаточно прийти в крупный магазин, прочитать на этикетке товара его производителя и в Интернете найти информацию о нем, – говорит представитель «Алтайской буренки». – И если этот производитель не имеет сотрудников, налоговой отчетности, то как его товар может стоять на полке?! У нас есть масса открытой информации, которая и без «Меркурия» и «Честного знака» позволяет госорганам контролировать любого производителя. Этого не делается, потому что нет человеческих ресурсов. А в это время власти внедряют системы контроля, которые обязывают производителей вести дополнительный учет, содержать дополнительных сотрудников, обрабатывающих информацию, которая потом никому не нужна. В итоге покупатель никак не защищен».

Что же делать?

«Мы готовы сегодня выпускать качественную продукцию, запускать все системы проверок, если торговым сетям законодательно ограничат минимальные закупочные цены, – обещает Игорь Ковалев. – А пока кто ниже дал, тот и встал на полку».

«Надо, чтобы власти начали реально контролировать, а не на словах, – предлагает выход Юрий Глумов. – Но пока нет политической воли, а проявить ее мешают субъекты теневой экономики, которая приносит огромные неучтенные доходы».

18 февраля Олег Махнаков планирует выступить на слушаниях по этому вопросу в Совете Федерации и рассчитывает высказать свое мнение законодателям. Вот только будет ли оно услышано? Хотя молочники уже поднимают голос. На недавнем совещании в Минсельхозе РФ руководители нескольких молочных предприятий европейской части страны заявили, что не готовы к полномасштабной маркировке, и просят отложить её введение или вообще отменить.

Кстати
Систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров планируется создать в России к 2024 году. В 2019-м в стране началась обязательная цифровая маркировка сигарет и папирос, обуви, части лекарств, духов, фотоаппаратов, автомобильных шин и некоторых предметов одежды и легкой промышленности. При этом информагентство «РБК» подсчитало, что только на маркировке сигарет «дочка» ЦРПТ может заработать 6,25 млрд руб. в год.

Фото с сайта честныйзнак.РФ.

Фоторепортаж