До середины сентября в Барнауле работает выставка «Алтая манящие дали»

15:50, 23 августа 2018г, Культура 1853


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

До середины сентября в «Арт-галерее Щетининых» работает выставка «Алтая манящие дали». Формально экспозиция продолжает цикл выставок из семейной коллекции художников Щетининых, но на сей раз у нее более личный повод.

В июле исполнилось бы 90 лет основателю художественной династии скульптору Прокопию Алексеевичу Щетинину. И его сын, художник и хозяин галереи Анатолий Щетинин, решил представить не только этюдную живопись отца, но и работы его современников и близких друзей – по счастливому совпадению, классиков алтайского искусства второй половины ХХ века. Это около 60 живописных произведений семнадцати авторов, среди которых народный художник России Михаил Будкеев, заслуженные художники Геннадий Борунов, Майя Ковешникова, Федор Торхов, Леопольд Цесюлевич, известные мастера Михаил Жеребцов, Виктор Зотеев, Николай Иванов, Семен Чернов.

Причем многое даже постоянные гости галереи увидят впервые: этим летом в семейную коллекцию приобретены две небольшие работы Майи Ковешниковой на торшоне – «Начало лета на Алтае» и «Вечерний выпас» (1989 год), три этюда Борунова разных десятилетий. Геннадия Федоровича знают в основном как автора тематических картин и приверженца «сурового стиля», но его вдохновенные этюды, тяготеющие скорее к экспрессионизму, заслуживают ничуть не меньшего внимания. Есть новые работы Федосова, Голдырева и Чернова.

– Недавно мне заплатили за портрет, но все эти деньги я потрачу на закупку картин, – признается нам Анатолий Щетинин. – Просто я люблю мастеров того поколения, когда в нашем Союзе художников состояло не 150 человек, как сейчас, а десять – пятнадцать. Знаю их почерк и стиль. Многие вещи, которые приобретены в частных собраниях, нуждаются в реставрации и как минимум новой раме. Словом, даю им вторую жизнь и стараюсь показывать как можно чаще.

Важная часть экспозиции посвящена длительному пленэру на Мультинских озерах в 1965 году.

– Художники Зотеев и Чернов поехали на этюды вместе с отцом, – рассказывает Анатолий Щетинин. – Он скульптор, но коллеги его любили за такую плотную живопись. И вы можете себе представить, что значит месяц жить вместе в палатке на Мультинских озерах. А в те времена туда добирались на лошадях около 15 дней и столько же обратно! Полвека назад там не было никаких туристических троп. Они работали, потом с проводником передвигались на следующее озеро, снова ставили палатку – и продолжали искать хорошие ракурсы и писать этюды... Когда годы спустя Виктор Зотеев подарил мне свои этюды, написанные на тех пленэрах с отцом, я был очень удивлен и тронут.

Кроме работ Зотеева представлены впечатляющие вещи Семёна Чернова «Молодой кедр. Мульта», «Сарлыки», «Весна в горах Алтая», «Над Чуей».

А Прокопию Алексеевичу Щетинину в этой экспозиции принадлежат пейзажи «Мастерская сына на Ересной» и «Молодежная улица» (она написана в 1960 году, когда ее облик определяли маленькие деревянные домики да огромная лужа, скорее даже пруд).

Впрочем, и без знания всех этих личных подробностей выставка «Алтая манящие дали» дарит зрителю радость общения с настоящей натурной живописью (нужно ли говорить, что никто из тех художников в жизни не писал пейзажей по фото?). И книга отзывов пестрит благодарностями за «мощное, искреннее и радостное искусство».

Фоторепортаж