Почему стоит посмотреть фильм «Русский крест»

18:40, 24 июня 2023г, Культура 1229


Почему стоит посмотреть фильм «Русский крест» Фото №1

Фильм с таким названием (режиссер Эдуард Бояков) вышел в прокат в этом году, на Пасху. Сейчас его уже можно увидеть на разных ресурсах, «Кинопабе», например. Но прежде чем устроиться поудобнее в кресле, найдите полтора часа тишины, уберите в сторонку попкорн и освободите место на флешке своей души – оно пригодится.

Вещий сон

Кино это малобюджетное, пожалуй. Нет в нем особых спецэффектов, дорогих костюмированных массовых сцен. Нет большого актерского состава. Есть игра двух мощнейших актеров, исполнителей главных ролей, – Михаила Пореченкова (Иван Росток) и Юрия Кузнецова (старец-провидец Федосей).

Основа сценария «Русского креста» – одноименная поэма, написанная Николаем Мельниковым в 90-е. Имя этого талантливого автора мало кто сейчас помнит. По той простой причине, что сроку земной жизни ему было отмерено лишь 40 лет. Так повелось у больших поэтов – ярко полыхнуть и уйти рано, намного раньше среднестатистического возраста дожития. Потратить себя без остатка, выгореть до кучки пепла. Как Есенин, Высоцкий или Шукшин.

По белым снегам России, ее весенним ручьям и осенней развезени невесомо ступает ангел в красном (Полина Чернышова). А в соседней деревне сгорает от горькой Иван Росток, сторож дышащего на ладан бывшего колхоза, инвалид, лишившийся руки по пьяни.

«Сын потрепанной фуфайки, брат изношенных сапог, жил открыто, без утайки, но без водки жить не мог. Все отдаст из-за сивухи, все сменяет на стакан бывший пахарь, бывший ухарь, ныне спившийся Иван».

Жену схоронил, а от взрослых дочерей и внуков из города ни слуху ни духу. Из близких остался лишь верный пес Кубик.

Однажды в полуобморочной отключке привиделся мужику странный сон. Будто жуткий змей по селу ползет. Что живое увидит – душит, убивает. Добрался и до него. Уже дух вон из мужика, да вовремя подоспел воин-богатырь, сразил гада ползучего копьем, спас бедолагу.

Очнувшись от тяжкой дремы, бросился Иван к Федосею, живущему одиноко на заброшенном хуторе. Отшельник чаем травяным гостя напоил, а пока сон разъяснял, душу-то ему невзначай наизнанку и вывернул. Воин тот – Георгий Победоносец, а змей – враг земли русской, да не внешний, а тот, что внутри человека засел и грызет исподтишка. И кормим мы вражину сами, по доброй воле, от пуза. Пьянством, черным словом матерным, леностью и пофигизмом. Так легче не замечать – не наше, мол, дело – того, что вокруг. Полумертвых деревень с доживающими горький век последними стариками. Храмов порушенных. Подвигов воинства российского на рубежах страны.

Сами с усами

Чудо случилось. Беспросветный пропойца Иван зарекся пить. Сколотил как сумел деревянный крест себе по росту, по силам, получил благословение священника, да и пошел по весям крестным ходом (и Кубик с ним) – собирать деньги на восстановление сельского храма. По пути кто еды страннику немудреной давал да денежку малую сунуть норовил, а кто и пальцем у виска крутил. Родные же дочери, встретив в городе отца, стоящего на базарной площади с протянутой рукой, вовсе отлаяли, отругали за то, что позорит их.

Пусть кто-то другой говорит, что фильм потрясающий или что слишком уж напирают создатели в своем стремлении создать лубок наоборот. А мы, Иваны, – сами с усами, люди привычные. И это жизнь наша – не сериал, не мыло. За полтора часа перед глазами зрителя разворачивается вся обычная для россиянина история. От колыбели до смертного часа. От слепоты до прозрения и веры и запоздалого раскаяния, с которым пришли к гробу отца дочери и внуки. Он был убит, и «убийц его сыскали – шаромыгам на стакан не хватало, и отняли деньги те, что нес Иван. И убили без зазренья, и не дрогнула рука».

Сценарий не называет ни города, ни села, ни храма. Но это и не нужно. Один, другой, третий – вот они, как ваньки-встаньки, снова поднялись, десять раз убитые в дедах и отцах своих на войнах века минувшего и века нынешнего. А потому смотреть вы будете до последнего титра, слушать, пока не истает финальный тихий, минорный аккорд. А после захотите прочесть поэму Мельникова, непременно на одном дыхании. И с удивлением обратите внимание на имя композитора. Тихон Хренников – да, внук и тезка того самого Хренникова, чья музыка звучит в старых добрых фильмах России – «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на Восток», «Руслан и Людмила», «Гусарская баллада», «Мать»…

Несут сейчас свой крест тысячи российских мужиков, не спрашивая о цене победы в честной, насмерть, драке с бесовщиной, со змеем наглым. Несет его и Иван Росток, по предкам – Ростов. И стоять живому храму России, пока держат невыносимую тяжесть его надежные плечи, пока ступают по пыльной дороге усталые ноги. А что с фамилией рода мужицкого в старых церковных метриках ошибка вышла – так Бог с ней. Писарь, вишь, напутал…

Известные люди – о фильме

Андрей Максимов, писатель, режиссер:

– Такое кино – очень смелый поступок. Я давно хотел посмотреть фильм про то, что Бог – живой. Не нечто, где-то там обитающее, а субстанция, что каждую минуту рядом с человеком. Он здесь. Это не получалось практически ни у кого, но получилось у Боякова. И, конечно, актерские работы. И то, что делает Пореченков, – его роль немыслимо сложная. И то, что делает Полина Чернышова, – невероятно, ведь, казалось бы, она просто читает стихи…

Дина Корзун, актриса театра и кино:

– Неважно, как ты заблуждался, грешил, был потерян. Никогда не поздно проснуться, вспомнить о Боге и начать жить по этой вертикали. Когда в твоем сердце прямая связь с самым главным в этом мире, самым высшим сценаристом, отцом, продюсером каждого живого существа – Всевышним. Никогда не поздно искренне и просто нести свой крест, в любой профессии – можно быть хирургом и спасать детей, можно быть кинематографистом и делать вдохновляющие фильмы, можно быть таксистом и при этом встречать людей с улыбкой, желать им добра.

Анастасия Макеева, телеведущая:

– Это круто! Хочется в пол поклониться автору. Я голосовала бы, чтобы такие фильмы показывали в школе. Потому что в нем показаны настоящие чувства русского человека. Там есть такие слова: «Забыли Бога, Русь, историю и род свой». Так вот, тот, кто все это забыл, ничего не имеет – человек из ниоткуда, без роду, без племени. Этот фильм – полная противоположность тому, чем нас пытается заразить Запад. «Не надо бороться за Родину, можно переехать в другую страну и там прекрасно жить». Человек так жить не может.

Фоторепортаж