В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей

12:12, 21 апреля 2024г, Культура 1239


В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей Фото №1
В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей Фото №2
В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей Фото №3
В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей Миниатюра №4
В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей Миниатюра №4
В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

«Волшебная палочка» досталась Алле Захаровой от учителя. Легкий взмах – и зал замер, перестал дышать, потому что возникла Музыка. Чудо длится уже полвека, жители Алейска к нему привыкли. В апреле оркестр русских народных инструментов имени Николая Акатова отметил свой 50-летний юбилей. Отгремел праздничный концерт, отзвучали слова теплых поздравлений – и снова будни, снова репетиции.

Счастье «Аллы Аккордеоновны»

Дирижер Алла Захарова к встрече с «АП» подготовила архивные документы и фото разных лет, включая и золотую пору ОРНИ. В конце ХХ века в Алейске гремели сводные концерты – с военным оркестром Алейской дивизии РВСН, коллективами Дома досуга, музыкантами и вокалистами города. Тот, кто хоть раз бывал на таких площадках, никогда не скажет, что «русский народный» свое отжил.

Сколько было у меня интервью с представителями этой профессии – ни один точно не сказал, в чем ее суть. Да, дирижирование преподают в музучилище, в консерватории. Кажется, стоит лишь научиться «махать» палочкой – и оркестр будет ловить каждый взлет трепетных пальцев дирижера… Одно «Алла Аккордеоновна» (так зовут Захарову ее коллеги-музыканты) знает точно: живая музыка – счастье в любые времена. В этом смысле избалован не только Алейск, но и Барнаул с его «Сибирью», и Камень-на-Оби, и Яровое, и Тюменцево, чья летопись также инкрустирована деятельностью муниципальных ОРНИ.

Много было за пятьдесят лет конкурсов и фестивалей в судьбе акатовского оркестра, и всегда это успехи, победы, яркие, заметные, заставляющие о себе говорить и благодарную публику, и профессиональное музыкальное сообщество.

Собсеседница рассказывает о том, каким было ее начало в столь сильном коллективе в качестве дирижера:

– Я, вообще-то, аккордеонистка, но когда оркестр остался без руководства, подумала, ну преподавали же нам дирижирование и в училище, и в консерватории. Сложность была в том, что я находилась среди оркестрантов, а тут встала перед ними руководить. С тех пор все время учусь, прохожу курсы дирижирования, и этот процесс бесконечен. Надежды на то, что придут молодые люди, – и оркестрантами, и за дирижерский пульт, – не теряю.

Размышляя над феноменом ОРНИ им. Н.Н. Акатова, я подумала, что ничего случайного на свете не бывает. Ведь чтобы он состоялся, звезды сошлись заранее. В 1948 году в Осинниках Кемеровской области родился одаренный мальчик Коля. Тот самый, имя которого сегодня носит один из самых душевных, прогрессивных и виртуозных коллективов Сибири.

50-е. В почете – кузбасские династии шахтеров и металлургов. А этот парень слышал только музыку. И надо отдать должное его родителям, простым рабочим людям, – они поддержали сына, поверили в него.

443 на всех

Создателем коллектива по праву считается Михаил Зуев (в 1974-м году – директор Алейской музыкальной школы). Но в оркестр он превратился в начале 80-х с приходом дирижера Николая Акатова. Он им оставался более 30 лет, до самой своей смерти (легендарный музыкант ушел из жизни 10 лет назад, в мае 2014-го).

С тех пор приходили и оставались в коллективе молодые оркестранты. Музыкантов – «стажистов», получается, большинство. К примеру, Ольга Шадрина (домра) и Виктор Романенков (баян) – 41 год на каждого, Ольга Ольховая (гитара-бас) и Алла Захарова (балалайка-альт, аккордеон, она же дирижер) – по 33, Ольга Ивлева (вокал, балалайка-прима) – 29, Ольга Мажара (домра-бас, синтезатор) и Андрей Дымов (ударные, вокал) – 25, Екатерина Кроневальд – 48 лет. Если же сложить время всех оркестрантов, проведенное в репетициях, выступлениях, гастролях, получится 443 года.

Меж тем в оркестре остаются те, чей воздух – музыка. Те, кто готов сохранять преемственность поколений акатовцев:

– Наша идея вот в чем. Дети, воспитанники музыкальной школы, включаются в состав ОРНИ, тянутся за взрослыми наставниками, растут и личностью, и репертуаром, – говорит Алла Захарова. – Вообще, планов у нас много, чтобы сохранять, преумножать, двигать вперед то, что заложено было моим любимым учителем, Николаем Николаевичем Акатовым.

Меж тем кадровый вопрос и здесь актуально звучит, в прямом смысле слова. Обмелел ручеек молодых талантов, как и во многих других сферах. Наверное, по разным причинам, одна из которых – материальная. За 8 лет, с 2016 года, ни разу, к примеру, не повышалась доплата оркестрантам муниципального ОРНИ, 2700 рублей в месяц. Музыканты – они в небесных сферах, конечно, обитают, но и земные заботы им не чужды. И во все времена такие коллективы в организации выездов на фестивали или приобретении инструментов поддерживаются муниципалитетами и спонсорами.

Талисман Захаровой – дирижерская палочка, настоящий раритет, доставшийся ей от любимого учителя. Алла Викторовна, человек весьма далекий от мистики, рассказывает, какие почти невероятные вещи с ней порой случаются:

– Как у любой женщины, бывают и у меня моменты, когда думаю: «Все, не могу больше, ухожу, пусть другие дирижируют». И однажды ночью после такой минуты слабости приснился мне Николай Николаевич (он десять лет назад из жизни ушел), он шел где-то вдалеке, в какой-то дымке, и я явственно услышала его голос, его интонации, хотя он молчал: «Терпи. Ради музыки». И я терплю. Иначе нельзя, ведь она душу очищает, исцеляет, делает зрителей счастливыми.

«АП» желает оркестру новых фестивальных побед, интересных гастролей, ибо все преходяще, а музыка – вечна.

Фоторепортаж