Чем удивит сериал «Точка ноль»

17:15, 14 апреля 2024г, Культура 1495


Фото: скриншот фильма
Фото: скриншот фильма

Когда рутина достала, когда каждый новый день похож на предыдущий как брат-близнец, страшилки в кино – это ложка к обеду, острый соус табаско к безвкусному рису. Они бодрят зрителя. Не потому ли до высоких рейтингов добираются фильмы-катастрофы, от «Заражения» и «Вируса» до «Эпидемии»? Вот и создатели нового сериала «Точка ноль» решили угостить зрителя страхом.

Что-то из Стругацких

Помните, как в детстве? Тебя уложили спать в темной комнате, но забыли закрыть дверцу шкафа, и оттуда, из страшной черноты, смотрит на тебя чей-то глаз… Или ветка дерева за окном вдруг превращается в черную руку, которая тянется через форточку… А ты побоялся-побоялся да и заснул, а утром проснулся счастливым оттого, что солнце прогнало ночные тени.

В кино так же. Экранный саспенс привлекает, потому что оставляет возможность выключить телик и вернуться в свой безопасный мирок.

Итак, фабула сериала «Точка ноль» (снят при поддержке Института развития Интернета, режиссер Сергей Пикалов, посмотреть можно на «Иви»).

Крах личной жизни гонит московского вирусолога Анну Маркову (актриса Марина Александрова) прочь из столицы, в Новосибирск. Типично женское решение: улетать от проблем за несколько тысяч километров. В карантинной зоне, на грани смертельной опасности наша героиня надеется найти избавление от душевных мук.

В Новосибирске она попадает в крупный научно-исследовательский центр, ученые которого изучают вирусы, распространяющиеся на территории Сибири. Случается вспышка инфекционного заболевания в Алтайском крае, и команда коллег выдвигается в очаг, чтобы взять биоматериал у контактных людей, а если потребуется, поставить карантинный заслон.

Предположительно, виновник распространения инфекции – Немальский мясокомбинат, что на окраине маленькой деревни Кедровка. Вирусолог находит в Сети сюжет блогерши Софии о том, как предприятие в нарушение правил утилизации биоотходов сбрасывает их в яму на краю села. Из-за этого заражены дикие таежные звери и местные собаки, прикормившиеся на свалке.

Анне предстоит доказать связь пороков человеческих, преступной жадности и головотяпства с инфекционной вспышкой и гибелью людей. Ей уже ясно, что речь идет об особо опасном вирусе. Дело за «малым»: спасти заболевших, предотвратить заражение остальных, найти антидот.

Так Маркова оказывается в Кедровке. Немногочисленные местные жители испытывают к чужачке сложные чувства, от настороженности до открытой неприязни, пытаются препятствовать исследованиям – мол, коронавирус пережили, и это переживем, неча тут нам… Не верит поначалу, что все смертельно опасно, и староста деревни Константин Ефремов (Сергей Маховиков).

После пандемии ковида сюжет не кажется надуманным, «Точка ноль» получилась киноисторией о нас самих. И на фоне набивших оскомину сопливых мелодрам это уже само по себе явление. Что-то из Стругацких, между «Трудно быть богом» и «Понедельник начинается в субботу».

Кедровка – не Ухань!

Теперь о том, на что вряд ли обратят внимание зрители из других регионов России. Название деревни в Алтайском крае – Кедровка. Еще надеясь, что оно вымышленное, погуглила. Да, есть такая, в Верх-Ненинском сельсовете Ельцовского района, из числа так называемых исчезающих. Скорее всего, создатели фильма выбрали сей топоним методом тыка, не подозревая, что ткнут в настоящее село и более чем реальных людей.

Съемки шли в Москве, Подмосковье, Башкирии, однако страшные сценарные события в итоге соотнесены были с нашим краем. Зачем?

Мы связались с главой Верх-Ненинского сельсовета Александрой Дериглазовой, и вот что она рассказала:

– Да, есть у нас такая деревня, всего одна улица Таёжная, шесть жителей. Съемки на нашей территории, конечно, не велись, как нет и никогда не было никакого Немальского мясокомбината. Он вымышленный, село – реальное. Я озадачена таким совпадением, вряд ли оно обрадует сельчан, ведь Кедровка упоминается в связи с негативными событиями.

Вот так запросто по своей воле  или недомыслию кинематографисты наделили милую крохотную алтайскую деревеньку судьбой китайского Уханя, чье название давно уже стало нарицательным.

Меж тем Анна продолжает расследование. Пытается найти логику в событиях преступно нелогичных. Выявляет подмену образцов мяса, присланного в научный центр для исследований. Не находит на рабочем месте сотрудников мясокомбината, тех, кто напрямую контактировал с заразой, – директор уволил их накануне приезда вирусологов. Кто-то, очевидно умышленно, ломает вышку связи – становится понятно, почему в деревне не работают телефоны. Попадает в странную аварию и чудом остается жив проводник Анны Егор (Максим Емельянов), фельдшер местного ФАПа, отправленный в район за подмогой. А во время вскрытия умершей Софьи, которую не удалось спасти, у Анны появляется догадка, что контакты могли разнести инфекцию за сотни километров от Кедровки, а это значит – зону карантина вокруг села нужно расширять.

Словом, через цепь обстоятельств, в которых есть все, чем так богата жизнь человевеческая, – предательство, трусость, отвага и верность своему делу, – коллегам Анны, которая тоже не избежала заражения, увы, все же удается создать экспериментальную вакцину от выявленного вируса туляремии.

«Спасибо» не удостоятся

Пара слов – о работе оператора Сергея Авилова. Природу, глухие лесные дебри, зловещую заброшенность села он снял так, словно это еще один персонаж, едва ли не главный. Но если нужен экшн, вам не сюда. Здесь, скорее, повод для раздумий. И борьба просвещенности с невежеством, которую актриса Марина Александрова уже играла ранее, в роли императрицы Екатерины Великой, первой подставившей руку под прививку доктора Роджерсона от черной оспы. Пол-Европы тогда вымерло – Россия эпидемии избежала.

История получилась более чем достоверной во многом потому, что съемочную группу – это большая редкость сегодня! – консультировали реальные ученые-вирусологи. Та самая команда ученых-трудяг, которые с наступлением пандемии поселились в своих лабораториях и пахали круглосуточно, под локдауны и вопли антипрививочников. Впрочем, за свою адову работу они даже «спасибо» от спасенного общества не удостоятся. Это мы тоже уже проходили.

Любую болезнь легче предотвратить, чем лечить, а если уж пренебрегли этим правилом, то хотя бы не допустить терминальной стадии заболевания. Этот проверенный жизнью золотой стандарт касается не только медицины. В социуме он тоже работает.

Фоторепортаж