Два рекорда подлодки Щ-123

13:00, 04 февраля 2017г, Общество 2775


Два рекорда подлодки Щ-123 Фото №1

Из-за своей компактности и завлекательности шахматы давно уже сопутствуют экстриму, чему-то такому, выходящему за рамки обычного. Многие знают, что эта древнейшая игра прописалась на космических кораблях, а наши читатели старшего поколения наверняка помнят о первой в истории шахматной партии «Космос – Земля», когда в июне 1970-го экипаж «Союза-9» (Андриян Николаев и Виталий Севастьянов) сразился с землянами, при этом ходы из космической дали передавались по радио.

Или взять альпинизм... В свое время «Игротека» подробно рассказывала, как организовывал турниры в горах, в заоблачной выси, один из первовосходителей знаменитой Белухи томич Михаил Тронов, ученый-гляциолог и чемпион Сибири по шахматам в 20-х годах.

А однажды шахматное действо развернулось под колоссальной толщей самого большого и глубокого в мире океана! Об этом случае, достойном Книги рекордов Гиннесса, в 1936 году рассказала издававшаяся тогда всесоюзная шахматно-шашечная газета «64».

В ту пору за тот или иной необычный дальний поход орденами щедро награждались целые экипажи подводных лодок советского ВМФ. И этой чести удостоились, как сообщила «64», и краснофлотцы орденоносной подводной лодки, которой командовал капитан 3 ранга Зайдулин. По соображениям секретности корреспондент газеты не указал название подлодки и ни словом не обмолвился о том, за что же всему ее экипажу всесоюзным старостой Калининым в Кремле были вручены высокие правительственные награды.

Из публикации следовало, что, когда субмарина находилась в походе, в это же время в английском городе Ноттингеме сражались все тогдашние шахматные звезды – Алехин, Эйве, Файн... Радист корабля смог наладить прием сообщений ТАСС об этом крупнейшем турнире, и экипаж, говоря по-современному, в режиме онлайн болел за советского чемпиона Ботвинника, в итоге поделившего 1 – 2 места с Капабланкой. Но тут краснофлотцы и сами решили помериться силами за шахматной доской, оповестив из радиорубки по отсекам желающих сыграть в первенстве подлодки.

Первым записался военком Ясыров, а его примеру последовали еще 11 членов экипажа.

«Первый тур, – рассказал Ясыров корреспонденту «64», – начался где-то на дне Тихого океана (конечно, в том месте глубина океана была далеко не километровой, иначе «Щуку» просто бы раздавило. – В. Н.), и всегда полон был отсек, где собирались шахматисты. Напряженная работа оставляла очень скудные часы для игры, поэтому ими очень дорожили... Победителями вышли инженер-механик Бакуров и краснофлотец Быстрицкий».

Всезнающий Интернет по фамилии капитана Зайдулина определил, что тот шахматный бум имел место быть на подлодке Щ-123, вышедшей весной 
1936-го из Владивостока в суровый далекий путь. Этой одной из первых тихоокеанских «Щук» полагалось пребывать в автономном плавании не более двадцати суток. А она превысила норматив в три с лишним раза, вернувшись на родную базу только через 
75 суток! Этот результат стал рекордным для однотипных субмарин того времени...

Автор сайта www.flot.com историк капитан 1 ранга в отставке М. Коновалов пишет, что командир Щ-123 Измаил Зайдулин гордился своим экипажем и называл его командой дружбы народов.

– У нас на корабле, – говорил он, – представители многих национальностей: русские, украинцы, белорусы, евреи... И сам я татарин. Но все идет у нас как в единой семье.

Позднее, в 1940-м, на командирском посту уже другой подлодки – Щ-423 легендарный подводник Зайдулин станет одним из первопроходцев подводной Арктики, впервые покорит за одну навигацию сложнейший коварный Северный морской путь с запада на восток.

В августе 44-го, возглавляя дивизион сторожевых катеров на Балтийском флоте, Измаил Матигулович, человек яркой и сложной судьбы (в 38-м был репрессирован, но повезло – спустя год освободили по амнистии), погибнет в результате трагического инцидента. Ему посмертно присвоят звание капитана 1 ранга и наградят орденом Отечественной войны I степени.

А судьба, наверное, самой «шахматной» в мире подлодки сложилась так. В Великую Отечественную Щ-123 совершила длительный боевой поход, в 1949-м ее переименовали в С-123, в 1954-м она была выведена для демонтажа оборудования... По некоторым данным, после передачи Порт-Артура Китаю вошла в состав ВМС КНР под номером 303.

Фоторепортаж