Двое сотрудников «Барнаултрансмаша» получили медаль «За заслуги в труде»

16:22, 28 сентября 2020г, Экономика 1279


Двое сотрудников «Барнаултрансмаша» получили медаль «За заслуги в труде» Фото №1
Двое сотрудников «Барнаултрансмаша» получили медаль «За заслуги в труде» Фото №2
Двое сотрудников «Барнаултрансмаша» получили медаль «За заслуги в труде» Миниатюра №3
Двое сотрудников «Барнаултрансмаша» получили медаль «За заслуги в труде» Миниатюра №3

В преддверии Дня машиностроителя двое сотрудников «Барнаултрансмаша» получили медаль «За заслуги в труде».

Всё начинается с карандаша

Ведущий специалист центрального конструкторского бюро Владимир Шарапов попал на «Барнаултрансмаш» по распределению. Было это в 1976 году, с тех пор конструктор место работы не менял.

– Когда я только приехал, все было в новинку. Познания шли через работу в цехе, командировки. Работать тогда было сложнее: оргтехники такой не было, чертежи выполнялись вручную. Все придуманное держалось на кончике карандаша, а любую помарку приходилось перерисовывать, – делится он. – Сейчас, когда проектирование перешло в графические редакторы, стало намного проще. Не приходится выполнять множество ненужных действий.

Но, как считает Владимир, непосредственная работа конструктора с годами стала менее творческой. Это связано с большим объемом заказов, которые нужно сопровождать, а разработок чего-то нового и перспективного становится все меньше.

– Сейчас завод загружен крупными и ответственными гособоронзаказами, поэтому все силы брошены на это, – поясняет награжденный. – Бывает, что в ходе планирования вдруг выясняется: кто-то из снабженцев разорился. Приходится искать решение, переделывать проект, согласовывать его с вышестоящими органами. После этого нужно наладить производство. Таких нюансов много, и все их нужно рассчитать, спроектировать и внедрить.

Один из последних примеров случился совсем недавно. Завод производит судовые вспомогательные дизельные генераторы для ВМФ, которые используются в новой разработке – цельнолитом корабле из пластиката. Когда судно нужно было сдавать в эксплуатацию, выяснилось, что предприятие, поставляющее силовые генераторы, обанкротилось и весь проект под угрозой.

Конструкторам пришлось искать другого поставщика, внедрять новые комплектующие. Все закончилось успешно, и уже была произведена поставка генераторов, собранных по измененному проекту.

Но есть в карьере Шарапова и такие разработки, которыми смело можно гордиться. Одна из таких однажды даже признавалась товаром года.

– Это дизель-генератор для «жигулей». В конце 90-х была программа дизелизации легковых автомобилей, которую взял на вооружение АвтоВАЗ. А производство двигателей решили организовать у нас. Мы разработали переносной генератор, тогда в России подобные не выпускал никто. Также мы сконструировали маломагнитные генераторы, позволяющие кораблям не появляться на радарах. Но нельзя говорить, что это моя заслуга, – это общая работа центрального конструкторского бюро, – подчеркивает Владимир.

Сейчас конструктор на первое место ставит передачу опыта молодым сотрудникам, которые, к счастью, приходят на предприятие.

– Молодежь прекрасно владеет компьютерной графикой и без труда нарисует любое изделие. Но вот понять, как оно будет работать, почему использована какая-либо конфигурация, какой у нее запас прочности, – у неопытных специалистов все это вызывает затруднения, – уверен Шарапов. – Надеюсь, что успеем все знания и опыт передать им, как когда-то нам их передали старшие товарищи.

Ответственная за тепло

У Лидии Тотниной два профессиональных праздника – дни машиностроителя и энергетика. Начав с инженера-конструктора, доработав до главного специалиста-теплотехника, на предприятии она уже 36 лет. И пусть машины женщина не строит, без ее участия деятельность завода была бы невозможной.

– Все началось с распределения. Окончила институт в Новосибирске, после чего отправили в Барнаул, – вспоминает награжденная. – Сейчас я единственный специалист на заводе, который отвечает за его энергоснабжение. Воздух, вода, отопление, пар, коммуникации, трубы – это моя сфера ответственности. Главное требование – работа предприятия должна быть безаварийной. А завод в час потребляет около 50 гигакалорий тепловой энергии, которые необходимо распределить по всем корпусам.

За свою карьеру, по словам Лидии Дмитриевны, она уже сделала больше 3 тысяч чертежей. «С закрытыми глазами проект не начерчу, но когда звонят домой, а такое случается нередко, я могу четко ответить: где, что и как», – улыбается она.

– Как-то раз нам в генерации сказали переделывать центральный тепловой пункт. Предоставили чертежи, а когда я их изучила, то поняла, что по этой схеме вообще ничего работать не будет и завод на зиму останется без тепла. Мы дома с мужем все переделали, показали проект специалистам генерации. Им ничего не оставалось, только согласиться, – разводит руками главный специалист-теплотехник.

Муж Лидии, как и она, переехал в Барнаул по распределению. На заводе он работал сварщиком, поэтому все проекты, которые создавала супруга, мужчина со своей бригадой воплощал в жизнь. Их сын тоже решил не отставать и выбрал профессию в сфере теплоснабжения. «Поэтому когда мы собираемся, то всегда есть о чем поговорить», – констатирует теплотехник.

В последнее время работы у специалиста стало несколько больше обычного. Некоторые коммуникации на заводе за годы эксплуатации порядком износились, поэтому часто возникают непредвиденные ситуации, решать которые приходится незамедлительно.

– Иногда даже чертеж не успеваю сделать. Просто прибегаем на место, быстро все чиним и только потом вносим все изменения в документацию. А времени на раздумья нет – завод-то не остановишь, – отмечает Лидия Тотнина.

Но, по ее словам, как бы банально это ни звучало, на работу она ходит как на праздник. А сложности только мотивируют.

– Я уже себе говорю, что, если утром проснусь и мне не захочется на работу идти, я просто не пойду. Но такого еще не было. Думаю, что мне это нравится, потому что легко могу решить на первый взгляд сложные проблемы. Даже справочники не нужны, – резюмирует медалистка.

Фото автора

Фоторепортаж