Главное испытание

09:20, 20 марта 2015г, Образование 1797


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Сегодня, 20 марта, завершается краевой конкурс «Учитель года Алтая-2015» – на торжестве в филармонии будет объявлено имя победителя.

А в среду корреспонденты «АП» побывали на открытых уроках конкурсантов, которые проходили в барнаульской гимназии № 42. По словам участников и членов жюри, это самое главное испытание: как бы ни был велик и разнообразен представляемый участниками опыт работы, как бы ни сложилась воспитательная беседа, именно обычный школьный урок позволяет оценить педагогическое мастерство.

Учитель – тот, кто учится

Впрочем, обычными эти уроки не были: по условиям конкурса учителя должны были быстро найти общий язык с незнакомым классом, рассказать новую тему или закрепить уже пройденный материал, попутно продемонстрировать членам жюри важные навыки да еще и уложиться в 30 минут! Новшество года – настоящие урны для голосования жюри (с гербом!). Выглядят они очень серьезно. Ну а все желающие могли наблюдать выступления учителей онлайн на сайте гимназии.

Благодаря конкурсантам судьи за один день вспомнили классификацию мхов, стадии развития насекомых, историю денег, поэзию Пастернака и прозу Набокова, а на уроке единственного участника-мужчины Александра Шишаева, учителя физкультуры Корболихинской средней школы Третьяковского района, узнали, как в баскетболе вести мяч шагом…

На уроке литературного чтения второклассники гимназии читали смешную маленькую сказку Николая Сладкова «Медведь и солнце», а потом под руководством Светланы Синякиной, учителя начальных классов родинской средней школы № 2, самостоятельно изучали весенние приметы и пословицы, чтобы не повторить судьбу медведя, который к теплу был совсем не готов. Урок прошел шумно и весело.

– Думаю, у меня все получилось: я очень довольна насыщенностью урока, работой детей и мне понравилось, что они многое сделали сами. Я и надеялась, что они сделают собственное небольшое открытие, – говорит о своих ощущениях от конкурсного занятия педагог. Светлана Васильевна – один из самых опытных участников конкурса, ее педагогический стаж 29 лет, к тому же она уже восемь лет возглавляет районное методическое объединение учителей начальных классов и оценивает аттестационные материалы коллег. А в конкурсе «Учитель года Алтая» участвует впервые:

– Пришло время подводить некоторые итоги, и я вдруг поняла, что в нашем главном профессиональном конкурсе так и не поучаствовала. Хотя успела даже поработать в жюри конкурса на муниципальном уровне. Мне нравится здесь атмосфера сотрудничества, участники помогают друг другу, и никакого соперничества не чувствуется. Организован конкурс замечательно. Нас поддерживает даже жюри – ты еще ничего не сделал, а тебе заранее говорят: все получится, все будет хорошо!

На вопрос, есть ли чему поучиться на конкурсе опытному педагогу, Светлана Синякина со смехом отвечает: «Ну что вы, конечно! Вот сегодня я успела посмотреть урок молодой коллеги Натальи Битковой – она такая молодец! Детям она не дала почти никакой готовой информации, и в итоге третьеклассники очень много сделали самостоятельно, а тема была сложная – стадии развития насекомых. Поверьте, здесь проходят уроки, которые действительно стоит посмотреть! У нас такая работа, в которой нельзя набраться опыта на всю оставшуюся жизнь, нужно постоянно учиться самому».

Переживают даже судьи

Учитель биологии Красногорской средней школы Юлия Тупикина рассказывала пятиклассникам про мхи: на уроке была задействована интерактивная доска, дети работали с микроскопами, рассматривали гербарий, при этом учителю удалось уложиться в отведенные 30 минут. Занятием Юлия Петровна осталась довольна. А после урока, пока ее муж Владимир, приехавший поддержать и помочь, убирал микроскопы, мы расспросили ее о работе в родной школе.

– Я второй год со старшеклассниками разрабатываю экологическую тему, собственно, этот опыт я и представляла здесь. Ребята участвуют в конкурсах разного уровня, с удовольствием осваивают новое оборудование, которое сейчас приходит в школы, всевозможные датчики. В этом году моя ученица победила на Всероссийской олимпиаде. Причем занимаемся мы в основном в свободное время, на каникулах. Ходим в походы с палатками, катаемся на лодках, прокладываем различные маршруты... Родители и учитель физкультуры нам здорово помогают. Приучаю детей относиться к природе бережно!

– Ученики сдают биологию на ЕГЭ?

– У нас нет профильного химико-биологического класса, но в этом году биологию решили сдавать 15 человек! Так что мне еще предстоит их подготовить. Знаете, мне очень помогает семья – у нас двое детей, а я в школе с утра до вечера, и если бы не поддержка мужа, таких результатов мне не достичь!

А на уроке Натальи Макашевой из Мамонтовской средней школы семиклассники повторяли тему «Эпоха Петра I». Даже члены жюри признались молодому педагогу, что урок им понравился. Наталья Анатольевна педагогику совмещает с общественной деятельностью: она председатель школьной профсоюзной организации и Молодежного парламента района («Эта деятельность помогает собрать и активизировать молодежь для какого-то совместного дела», – говорит учитель). После Барнаульского педуниверситета она устроилась в родную школу, а вот на решение стать учителем сильнее всего повлияла ее старшая сестра, которая работает педагогом дошкольного образования.

– Какие у вас ощущения от конкурса?

– Много ярких эмоций, переживаний. Сегодняшний этап для меня, наверное, самый простой – все-таки работа с детьми… Когда вижу, что они заинтересованы, я понимаю, что все идет хорошо.

– Вы сегодня успели даже показать ученикам фрагмент фильма о Петре I. Это для вас обычный урок?

– На этапе обобщения темы вполне стандартный урок, и мы с ребятами успели повторить все основное. А на завтрашнем конкурсном испытании мне предстоит провести с пятиклассниками воспитательную беседу о милосердии. Актуальная тема! Поговорю с ними о волонтерском движении, которое сейчас активно развивается.

Кстати, за Наталью Анатольевну на этом конкурсе переживает учитель года Алтая-2014 Елена Артемихина – педагог все той же Мамонтовской средней школы. В этом году она стала членом предметного и Большого жюри.

– Знаете, нет ощущения, что для меня конкурс уже завершен, хотя прошел год. Опять 42-я гимназия, опять открытые уроки моих коллег, и я за них очень волнуюсь, – признается Елена Алтынбековна. – Непросто оценивать конкурсантов, когда вспоминаешь, как хотелось проявить себя самым лучшим образом и что-то не получалось… Но я стараюсь быть объективной, понимая, что на всероссийском уровне наш край должен представлять достойный человек! И помимо четко прописанных критериев оценки выступлений я всегда обращаю внимание на то, что учитель увлечен своим делом!

Фоторепортаж