Как проходил фестиваль «Новая школа Алтая-2016»

15:00, 12 апреля 2016г, Общество 1870


1
1

Программа фестиваля «Новая школа Алтая-2016», прошедшего в Барнауле, включала выставку инновационных образовательных проектов, мастер-классы московских и алтайских экспертов и многое другое.

Участниками форума, год от года все более представительного, стали около 300 человек, в первую очередь это руководители и педагоги образовательных инновационных площадок, входящих в краевой банк лучших управленческих и педагогических практик, а также в федеральный Топ-500 и региональный Топ-100 лучших школ. Главным событием фестиваля стало определение победителей конкурса в четырех номинациях, причем экспертами выступили представители Института стратегии развития образования РАО и издательства «Просвещение».

Гораздо удобнее

Конкурс проходил по четырем номинациям. Например, в номинации «Инновации в воспитании» были представлены проекты школы здоровья, возрождение традиций ГТО и развития народного музыкального искусства. А в номинации «Инновационные технологии образовательной практики» участники презентовали проекты по работе с одаренными детьми (гимназия № 3 г. Горняка), языковому образованию (Подсосновская школа Немецкого национального района) и здоровьесбережению в условиях интеграции общего и дополнительного образования (профессиональный лицей № 24 Рубцовска).

Учитель физики кулундинской средней школы № 3 Наталья Цепенко представляла на выставке «решение проблемы связи с родительской общественностью»:

– Мы сочетаем известный продукт «Сетевой край. Образование» с программой Raid Call, которая позволяет решать срочные вопросы здесь и сейчас. Благодаря этому можем иногда проводить дистанционные родительские собрания: выставляем всю информацию в системе «Сетевой край», родители ее обсуждают дома, а в назначенное время мы выходим на связь через Raid Call и принимаем общее решение. Подчеркну, что это не отменяет очных собраний, только дополняет их. Зато посещаемость родительских собраний теперь стопроцентная.

По словам педагога, эти технологии помогают и учителям-предметникам проводить с детьми дистанционные консультации.

Завуч по учебно-воспитательной работе тальменской средней школы № 5 Асия Подболотова представляла опыт апробации электронных учебников издательства «Дрофа». Они оказались подспорьем для школы, которая сейчас обучает по дистанту свыше 60 детей. По словам педагога, электронные интерактивные учебники имеют ряд преимуществ перед обычными. «Есть свои заморочки с установкой программ, но игра стоит свеч, потому что учебники очень хорошие», – говорит Асия Подболотова.

В барнаульском лицее № 73 сначала перешли на электронный журнал, а теперь внедряют многоуровневую систему оценки качества образования (за это как раз отвечает специальный модуль электронного журнала). Как объясняет завуч Татьяна Пахомова, это облегчает учителям-предметникам анализ ошибок, которые дети допускают в контрольных работах: «Мы сразу видим, какой элемент содержания «западает» у каждого ученика, над чем еще нужно поработать. Раньше все это делалось вручную, но сейчас гораздо удобнее».

Рекомендовано к распространению

Выступая на пленарном заседании, замначальника Главного управления образования и молодежной политики края Ольга Бутенко напомнила, что в крае проводится системная модернизация образования. Как результат, в 2014 году наш опыт по повышению качества образования в сельских малокомплектных школах был признан лучшим в России. А в прошлом году был отмечен и опыт по привлечению в школы молодых специалистов. Кроме того, она отметила, что 45 процентов лучших инновационных практик сформировалось в сельских школах.

А руководитель ассоциации «Лучшие школы Алтая» Александр Загайнов сообщил, что сегодня к числу лидеров в крае могут отнести себя более 150 образовательных учреждений.

Кроме того, на заседании выступили представители издательства «Просвещение». Руководитель центра специальных форм образования издательства Сергей Сацевич посвятил свое выступление введению федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также инклюзивному образованию.

– Потенциально каждая образовательная организация должна стремиться к тому, чтобы стать инклюзивной и дать возможность ребенку с ОВЗ получить достойное образование, – уверен Сергей Сацевич. – Но инклюзивное образование можно в полной мере назвать специальным образованием, потому что в нем необходимо участие дефектологов, логопедов, специальных психологов. Да и каждый учитель должен владеть определенной базой.

По словам ученого, постулат необучаемости по отношению ко всем категориям детей сейчас не должен работать. Дети без исключений имеют право на финансирование своего образования. Кроме того, он коснулся вопроса разработки учебников для разных категорий детей с ОВЗ, а также социальной адаптации таких школьников. А более подробно об учебной литературе для детей с ОВЗ Сергей Сацевич позже рассказывал на своем семинаре.

Что волнует ученых

В рамках фестиваля состоялись мастер-классы, презентации и семинары. Большой интерес участников вызвала лекция известного ученого Игоря Курукина – доктора исторических наук, профессора РГГУ, автора ряда учебников по истории и книг из серии «ЖЗЛ». Его лекция касалась структуры и содержания школьного исторического образования и называлась «Трудные вопросы истории России IX – XVIII веков».

– История как наука неизбежно связана с интересами государства, она задевает национальные чувства, касается политики, и так было всегда, а не только сейчас или при советской власти, – начал Игорь Курукин. – Вторая причина существования наших трудных вопросов – состояние источниковой базы. Мне коллега с соседней кафедры недавно жаловался, что в Италии в Парме есть архив 14 века, но документы там до сих пор не описаны и их не выдают ученым. Я ему посочувствовал, а потом подумал: а где у нас городские архивы 14 века? Их же в природе не существует! Хорошо, если от целого тринадцатого столетия у нас сохранилось два десятка подлинных документов и несколько десятков берестяных грамот…

Игорь Курукин говорит, что для древнего периода нашей истории прирост знаний на основании письменных источников сегодня невозможен. Новую информацию приносит только археология. Но по ряду причин это почти не отражено в современных школьных учебниках. Ученый рассказал гостям семинара о ряде археологических находок последнего времени, меняющих наши представления о древней истории Руси (первые деньги середины 10 века, особенности торговых отношений с другими государствами, качество и продолжительность жизни в средневековых городах). Вопросы педагогов к нему касались в основном подробностей Единого госэкзамена.

Новости партнеров
Фоторепортаж