Как смотреть картины? На выставке «Сибирь-XIII» прошла экскурсия-лекция о лучшей живописи последних пяти лет

16:46, 16 июля 2023г, Культура 1675


Фото: Любовь Карпова.
Фото: Любовь Карпова.

В минувшее воскресенье около сотни зрителей собрались в барнаульской «Титов Арене» на межрегиональной выставке «Сибирь-XIII», чтобы услышать рассказ специалиста Художественного музея Алтайского края Лидии Рыжовой о лучшей живописи последних пяти лет.

Математическим методом

Сколько-нибудь подробно поговорить об этих сотнях полотен за час-полтора, разумеется, невозможно. Все-таки живопись составляет значительную долю от полутора тысяч произведений в экспозиции и целиком занимает трансформированную ледовую коробку спорткомплекса. Но сотрудница ГХМАК, культуролог и искусствовед, нашла элегантный выход: во-первых, обход живописи она разделила на две лекции-экскурсии, и 9 июля зрители прошли с ней только по левой части выставки, а о правой Лидия расскажет 16 июля в 14.00.

А чтобы не навязывать слушателям своих, пусть и профессиональных, но все же субъективных оценок, она решила применить математический метод: задала каждой картине несколько ключевых слов-хештегов типа «реализм», «пейзаж», «портрет современника», «цвет». Затем загнала их в таблицу частотности и вывела объективные тенденции по каждому региону (экспозиция в «Титов Арене» сформирована именно по региональному принципу, произведения из Красноярска размещены отдельно от Омска или Новокузнецка). Этой работе она посвятила несколько недель, чтобы зрители могли «открыть для себя новых авторов и скрытые шедевры, которые по какой-то причине не заметили, а также найти между ними неочевидные связи». А еще дала важные ключи к современной живописи тем, кто раньше не очень глубоко интересовался искусством.

Иркутские парадоксы

– Вы видите очень яркие, красочные работы с сильным мазком, слово «цвет» – лидер по упоминанию, – сообщила Лидия своей публике в зале иркутской живописи. – Но почему именно так? Если вы там были, то, наверное, не сказали бы, что Иркутск – яркий, пестрый город. Нет, там достаточно суровая природа, а на Байкале нет тропических красок. Тогда откуда этот цвет на полотнах? Всему виной потрясающий художник, который, к сожалению, нас уже давно покинул, – Виталий Смагин, окончивший одно из столичных учебных заведений и вернувшийся в Иркутск преподавать монументальное искусство.

На этой выставке Лидия обратила внимание собравшихся на работы нескольких учеников Смагина – Дмитрия Дорохина, Натальи Довнич, Анастасии Ижганайтене, Ларисы Малкиной. У них, по ее словам, видна склонность к условности, упрощению, декоративности и лепке формы большими плоскостями, так свойственная монументальной живописи. Впрочем, этим иркутское искусство, по ее словам, не ограничивается – здесь развита реалистическая школа (есть даже потрясающие гиперреалистические портреты), а местные пейзажи запечатлели суровость байкальской природы.

Учителя и ученики

В зале Томской области, где очень много работ молодых авторов, лидирующим хештегом стал «пейзаж» – неожиданно для лектора. Здесь Лидия Рыжова немного рассказала о так называемом суровом стиле, связанном с именем томского художника и учителя Германа Завьялова: «Это отсутствие цвета и природа, в которой холодно, в которой человеку не место, он либо сразу замерзнет, либо утонет». А история древних сибирских цивилизаций нашла выражение в искусстве Петра Гавриленко и его учениц Анны Бакшаевой, Екатерины Пушниковой и Татьяны Шигориной.

– У них изначально мистический взгляд на мир, на природу, которая как бы начинает с нами о чем-то говорить. В томском искусстве это есть: непознаваемость природы, ее величественность, – подчеркивает Лидия Рыжова.

Новосибирский зал стал поводом поговорить о маститых учителях вроде Михаила Омбыш-Кузнецова и непохожих на них учениках. А еще об искусстве модернизма и его сложном языке на примере абстрактной живописи Виктора Бухарова:

– Без отсылок к искусству прошлого тут вообще никуда: чтобы понять эти работы, вы должны знать и икону, и Кандинского, и Малевича, и не только его «Чёрный квадрат». Чаще всего это язык профессионального общения художника с другими авторами или искусствоведами, а зрителю только и остается сказать: «Ну, в принципе, в мой интерьер с желтым диваном и белыми стенами это пойдет».

Кроме того, зрители рассмотрели со специалистом ГХМАК живопись Республики Тыва и Республики Алтай. Получили важный совет обращать внимание на этикетки к работам, ведь в каждом регионе есть большой мастер, заслуженный или народный художник, чьи работы выбиваются из общего настроения. И услышали небольшой анонс встречи в следующее воскресенье, касающийся живописи нашего края.

– Я подниму тему, которая, возможно, многих из вас интересует: образ человека, – пообещала Лидия. – В зале Алтайского края много портретов, и часто это портреты людей, которые от нас ушли, художников, которых больше нет с нами. Количество, несравнимое с другими регионами. Откуда это, почему? Это о том, что нам одиноко? Мы теряем людей и пытаемся наладить с ними связь сквозь время и пространство? Мне кажется, это про то, что человеку нужен человек.

Выставка «Сибирь-XIII» работает до 29 июля с 11 до 19 часов. Вход свободный.

Фоторепортаж