Как в Барнауле прошла премьера фильма Гарика Сукачева об Алтае

10:32, 21 июля 2017г, Культура 2784


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

19 июля при аншлаге состоялась премьера документального фильма с элементами игрового режиссера-постановщика Гарика Сукачева об Алтае – «То, что во мне». 22 июля его покажут на Шукшинском фестивале в Сростках, а зрители Первого канала смогут посмотреть картину этой осенью.

Первое, что корреспондент «АП» услышала от соседей по просмотру в кинотеатре «Мир», - это восхищенный диалог двух женщин:

– Почему мы сами о себе такой фильм не сняли?

– Мы бы так не смогли, тут взгляд со стороны нужен.

– Как у нас все-таки красиво!

И действительно, влюбленность в два Алтая сквозит в каждой сцене: огромные пространства рек и полей; замечательные простые люди; горы, хранящие память веков; марсианские пейзажи Монголии. Все это объединено одной сюжетной линией: главный герой, которого сыграл Гарик Сукачев, едет по Чуйскому тракту в поисках себя, смысла жизни, обращаясь за ответом к природе, православному батюшке, шаману, просто к первым встречным.

Его все время спрашивают:

– Зачем ты едешь? Что ты ищешь?

– Родину хочу посмотреть.

– А где Родина?

– Здесь, – указывает герой на свое сердце и продолжает путь.

И когда он достигает монгольской границы, поворачивает назад.

Фильм окутан мифами. Герой не просто путешествует по красивым местам двух Алтаев, его ведут горные духи, давая подсказки в пути.

В картине много знакомых зрителю лиц, известных людей, знаковых мест.

Мы нарочно не входим в подробности, чтобы дать вам насладиться предстоящим осенним просмотром. Поверьте, оно того стоит.

Есть по Чуйскому тракту дорога

Съемки начались прошлой осенью, в течение 25 дней Гарик Сукачев вместе с творческой группой путешествовал по Алтайскому краю и Горному Алтаю на «Харлеях». Отсюда и родился жанр дорожного кино – роуд-муви.

Идея снять кино о Чуйском тракте появилась в прошлом году, когда он побывал на гастролях в Сибири. Чуйский тракт, окутанный легендами, романтизированный песней о шофере Кольке Снегиреве, сразу же вызвал интерес у известного музыканта. Готовясь к большому проезду мотоциклистов на 744 километре около памятника водителям Чуйского тракта и Кольке Снегирёву, он пригласил поучаствовать в нем байкеров. На призыв Гарика откликнулись мотоциклисты из Воронежа, Новокузнецка, Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Бийска, Барнаула и Томска. В итоге в съёмках приняли участие около двухсот байкеров.

Гарик Сукачев снимал новый фильм практически во всех знаковых местах нашего края – в Белокурихе, на «Сибирском подворье», горном серпантине, ведущем в «Белокуриху-2». Съемки проходили в Бийске, на «Бирюзовой Катуни», в этнографическом парке «Легенда» и так далее. В фильме участвовало 65 местных жителей, в том числе 40 учащихся школы № 1 Белокурихи. Школьники сыграли пионеров детского лагеря «Артек», эвакуированных на Алтай в годы Великой Отечественной войны. Часть реквизита съемочная группа привезла с собой, а часть принесли жители Белокурихи.

Во время съемок случались непредвиденные ситуации. На одном из крутых спусков на серпантинной дороге Гарик Сукачев на скорости упал с мотоцикла и сломал три ребра, поэтому провел следующие 24 дня на обезболивающих. При этом снимался далее и на лошадях, и на байдарках.

Хотел бы вернуться ещё

– Игорь Иванович, насколько комфортно было работать на Алтае?

– У Кости Кинчева из группы «Алиса» есть отличная песня с такими словами: «Рок-н-ролл – это не работа. Рок-н-ролл – это прикол». Поэтому мне трудно говорить о съемках фильма как о работе. Хотя иногда она тяжелая, ее делаешь из последних сил. Но это одному тяжело, а когда вместе – это всем тяжело, – шутит он. – На Алтае живут удивительные люди, с которыми мне посчастливилось встретиться. Во время съемок мне понадобился «кукурузник», так музейный экземпляр на территории «Белокурихи-2» мне выкатили прямо из ограды, предварительно ее разобрав. К сожалению, он был без двигателя, его уже сняли на запчасти, а то бы мы еще и полетать смогли (смеется). И такая помощь населения происходит повсюду в той большой России, которая остается порой за кадром.

Когда-то я снимал «Дом солнца» в Керчи, в бедном городе с огромной безработицей (раньше он кормился за счет порта, потом его закрыли), у меня была большая сцена, на которую мы потратили четыре дня. Перед этим приехали на местное телевидение, я обратился к населению с просьбой принять участие в съемках, которые происходили в городском саду, причем попросил их прийти в одежде и с прическами начала 1970 годов. Мы ожидали, что откликнется человек сто. Пришли 650. Меня поразило, что люди где-то раздобыли одежду: пионерские галстуки, бабушкины платья…

В фильме о войне «Праздник» снимались настоящие деревенские жители Калужской области, такие же как в картинах Василия Макаровича Шукшина. И вот прошли сцену: «Молодежь танцует ночью у костра, не зная, что началась война». Люди ушли из кадра, а свет на площадке еще горит. Вдруг в этот круг входит мужичок с двумя корзинками и произносит: «Ребята, помидоры кому?» Мы подходим к нему со вторым режиссером и спрашиваем: «Что вам нужно?» А он нам: «Ребята, я вам помидоры принес». Он протопал 26 километров пешком, чтобы их принести. Вот такие у нас люди.

Потрясающий отклик у населения был и в этот раз. Мы снимали в горах, так высоко, что там даже населенных пунктов не было. Вдруг на съемочной площадке ко мне подходит пожилая женщина-алтайка и спрашивает: «Гарик, это вы?» – и целует мне руку со словами: «Я так люблю, как вы поете Высоцкого». Я чуть не расплакался.

– Край производит впечатление ухоженной земли?

– Конечно, у меня кино начинается с того, что я еду на «Харлее» в сторону Сросток, по бокам дороги – желтые поля в копнах, работают трактора... А  какое впечатление производит серпантинная дорога на «Белокуриху-2»! Она будет еще красивее, когда на склонах появится зеленая трава.

«Я – фаталист»

– Почему вы захотели снять фильм об Алтае?

– Я – фаталист, мне на роду было написано приехать сюда. Один православный батюшка, которого я снимал, сказал бы, что это вопрос к Господу, алтайцы, являющиеся огнепоклонниками, ответили бы, что так захотели духи. И те, и другие абсолютно правы.

– Насколько важно показать этот фильм в первую очередь там, где вы его снимали?

– Вообще-то, это продукт для телевидения, но я изначально хотел показать его на большом экране. И рад, что это произойдет именно здесь, на Алтае, в Шукшинские дни. Фильм увидят люди, которые в нем снимались, для меня это очень волнительно.

– Как случилось, что состоявшийся известный музыкант стал режиссером?

– По образованию я театральный режиссер, но довольно много снимался в кино. Все началось с музыкального видео, клипов, которые стали снимать мои товарищи, в 1990-е я сам попробовал, тогда это было новаторством. Довольно скоро я понял, что хочу снимать кино, и взялся за «Кризис среднего возраста».

– Довольны были первой работой?

– Да, как первым ребенком. Я не видел этот фильм лет пятнадцать, но по-прежнему люблю его и приятно удивлен тем, что несколько раз в год ко мне подходят люди разных поколений и благодарят за этот фильм.

– Что увидят зрители в фильме «То, что во мне»?

– Я не умею рассказывать о своих работах, мне легче потом, после просмотра, обсуждать их со зрителями, студентами. Надеюсь, что фильм не разочарует. Вместе с нами трудилась в том числе алтайская команда – два оператора и корреспондент с «Катуни 24», без отдыха и выходных в течение месяца в онлайн-режиме снимали фильм о фильме. Монтировали ночью, чтобы на следующий день выдать в эфир. Это героическая работа. Вторая алтайская группа отдельно снимала пейзажи, которые вошли в фильм.

Спасибо, ребята, вам было труднее, чем нам. Не знаю, когда вы спали, я бы хотел с вами поработать еще.

– Как вы думаете, каким будет отклик на фильм?

– Уверен, что, после того как он пройдет на Первом канале, Алтай захотят увидеть своими глазами очень много людей. Все едут кататься на мотоциклах в Европу, Америку, Канаду, но после того как фильм о фильме был выложен в Интернет, у меня начали спрашивать, что такое Чуйский тракт.

– Где бы вы еще хотели побывать на Алтае?

– Я бы с удовольствием приехал снимать продолжение фильма, отправился бы в те места, где мы побывали и куда не успели добраться. На секунду остановился бы в каждом из этих уголков, чтобы впитать побольше этой красоты.

Фоторепортаж