Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле

20:00, 10 декабря 2022г, Культура 1421


Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Фото №1
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Фото №2
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Фото №3
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Фото №4
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Фото №5
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Фото №6
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Миниатюра №7
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Миниатюра №7
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Миниатюра №7
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Миниатюра №7
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Миниатюра №7
Кукольный спектакль «Зимовье зверей» показали в Барнауле Миниатюра №7

Фото Евгений НАЛИМОВ

10 декабря в театре кукол «Сказка» состоялась премьяера спектакля «Зимовье зверей».

Корреспонденты «АП» побывали на генеральном прогоне новинки, на который по традиции пригласили подопечных краевого отделения Российского детского фонда. И с удовольствием свидетельствуют: спектакль получился музыкальным и по-настоящему семейным, а поводы повеселиться в нем найдут и зрители 4+ (для которых он рекомендован), и их родители. Последние, возможно, даже чуть больше.

В гуманистическом ключе

Московский режиссер Сергей Усков в нашем театре уже работал, поставив этой весной спектакль «Гуси-лебеди». Тоже по мотивам русской народной сказки и тоже остроумно переосмысленной. В ней гуси-лебеди – агенты Бабы-яги, похитители детей. То есть агенты в киношном смысле: в пиджаках с галстуками-бабочками и черных очках. В том, что к «Зимовью зверей» режиссер найдет новый подход, сомневаться не приходилось.

– Проблема современного театра кукол в том, что каждый режиссер должен сам адаптировать материал, поэтому все пишут себе пьесы, – объясняет Усков. – Мне в классических сказках в 80 процентах случаев что-то не нравится. Они либо не закончены, либо как «Зимовье зверей», где Бык говорит: «Давайте строить дом», и остальные звери ему: «Да ну, не будем мы строить». А когда он сам построил, они по одному подтягиваются и начинают ему угрожать! И какой вывод из этого должен сделать ребенок, что рэкет в принципе нормальное занятие?

Посоветовавшись с супругой-драматургом, режиссер оставил нетронутой эту коллизию, но интерпретировал в современном гуманистическом ключе. Результат он называет смесью «Бременских музыкантов» с «Тремя поросятами»:

– Все так и остается, как в сказке. Но когда Свинья грозится сломать стену домика, Бык ей говорит: «Ломай!» Он настолько крепко построил, что Свинье не удается сломать, – получается, он и мастер хороший. И лишь когда Свинья говорит: «Ну пусти, пожалуйста!» – это открывает ей двери. Все-таки дети должны откуда-то узнавать такие вещи…

Гусь из электрички

В спектакле два равноценных состава по семь человек, мы видели тот, где Быка играет Александр Сизиков, Свинью – Анастасия Шарабарина, Овцу – Василина Ремезова, а Гуся – Дмитрий Капустин. Вся семерка артистов выходит на сцену в модных спортивных костюмах с лампасами, украшенными эмблемами-елочками. Кроме того, художник-постановщик из Кургана Наталия Бурнос придумала лаконичную декорацию с поворотным кольцом, которая позволяет зверям идти сквозь лес, а пейзажу вокруг них динамично меняться.

Итак, наступила холодная осень, и широкоплечий Бык, подышав на замерзшие копытца, решает искать лета. По пути встречает Овцу, явно пребывающую в депрессии («Живу я как-то не так», – со вздохом говорит она ему), и зовет ее с собой. Потом к ним присоединяются наглая, но обаятельная Свинья в шляпке и Гусь в смешном вязаном свитере с ну очень высоким воротником. Каждый персонаж – с особым характером. Например, Гуся режиссер придумал, когда в электричке его отчитал незнакомец за прослушивание голосового сообщения в телефоне: «А нет у вас капельки уважения к другим?!» (в спектакле даже осталась эта фраза).

Когда становится понятно, что ушедшее лето не догнать, Бык строит дом, а вскоре по одному к нему приходят замерзшие звери, решившие сперва, что выживут и в одиночку. Свою недальновидность Овца объясняет так: «Была молода, неопытна. Каюсь!», но Бык непреклонен. И тогда она безуспешно, но очень смешно пытается выбить дверь лбом. Овца вообще удалась – и как кукла с потешной походкой, и как сложный и противоречивый образ.

Радости разного уровня

Воссоединившись в домике на почве прощения и нового взаимопонимания, обустроив уютный быт, звери подвергаются нападению местных лесных бандитов – Волка, Лисы и Медведя, чье появление на сцене привело маленьких зрителей в восторг. И конечно, главные герои смогут отстоять свое благополучие (осажденные врагами звери будут показаны в виде теневого театра). Но до этого зрители еще увидят, как Волк играет на гитаре и задушевно поет с Медведем «Вальс-бостон» Розенбаума, а Гусь катается на коньках.

Если малыши следили за приключенческим сюжетом, живо реагировали на гэги и симпатичных кукол, то для родителей тут припасены радости другого уровня. Московский композитор Антон Эльдаров зашифровал в музыке вальс из «Иронии судьбы», навевающий предновогоднее настроение, песню «Выйду в поле с конём» и совершенно неожиданные первые такты из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса.

Овца налево и направо сыплет библейскими аллюзиями, определяя себя как «заблудшую». А когда пытается отговорить Свинью от попыток разрушить домик, обращается к ней: «Сестра моя, смирись!» Ну а Гусь в исполнении Дмитрия Капустина манерой речи неуловимо похож на Иосифа Бродского, читающего свои стихи. «В принципе, тут все из жизни взято. Мне хотелось рассказать детям историю, но так, чтобы и родители в это время не спали», – признавался режиссер перед первым показом. Ему это вполне удалось.

Фоторепортаж