Лицом к Азии

09:16, 18 сентября 2015г, Экономика 1623


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Проблемы и перспективы реализации экспортного потенциала Сибири и Алтайского края обсуждали в Барнауле 4 сентября в рамках VI Столыпинской конференции.

На заседании профильной секции были предприняты попытки выявить ключевые проблемы, препятствующие развитию экспорта в Алтайском крае, и наметить пути их решения. Обсуждался ряд вопросов, затрагивающих основные аспекты этой темы: внешнеэкономическая деятельность региона, международное сотрудничество, опыт реализации экспортного потенциала Алтайского края в различных областях, государственная поддержка экспортно ориентированных производителей.

Заместитель начальника Алтайской таможни по экономической деятельности Дмитрий Линник озвучил цифры, говорящие о значительном снижении внешнеэкономической активности Алтайского края. Так, в первом полугодии 2015 года общий объем товарооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 32%, при этом экспорт уменьшился на 25%, импорт – более чем на 50%.

По мнению Дмитрия Линника, одним из путей активизации внешней торговли региона является создание условий, позволяющих участникам ВЭД совершать таможенные операции быстро и в короткие сроки. В этом направлении Алтайская таможня проводит большую работу, внедряя передовые информационные технологии и совершенствуя таможенные процедуры: значительно сократился перечень документов, представляемых для декларирования товаров, вводится электронное декларирование, автоматизируется процесс принятия решений таможенными органами.

Старые и новые проблемы

По словам заведующей сектором внешнеэкономических связей Сибири Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Галины Ковалевой,  к концу 2011 года был исчерпан внешний потенциал роста торговли России. Период 2012 и 2013 годов можно рассматривать как стагнацию, переходящую в последующее падение в 2014 и 2015 годах. В 2014 году внешний торговый оборот России снизился на 7%, экспорт – на 5,8%, импорт – на 9%. Снижается доля ЕС, на который в 2013 году приходилось почти 50% российского товарооборота, падает доля СНГ, в основном за счет снижения объемов торговли с Украиной.

Но при этом наблюдается рост торговли с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Уже в течение трех лет устойчивое первое место по торговле с Россией занимает Китай. Как ни удивительно, с плюсом идут Германия и США, а вот Беларусь – с минусом.

Как отметила Галина Ковалева, ей очень нравится экспортная структура Алтайского края, в которой доля машин и оборудования составляет 19%, продовольственных товаров – 14%.

– На фоне Кемеровской области экспорт из Алтайского края выглядит совсем маленьким, – заметила Галина Ковалева. – Но это объективная реальность, поскольку здесь таких ресурсов нет. Зато в Алтайском крае стерта проблема присутствия крупных компаний. Однако, по утверждению Галины Ковалевой, как только животноводство и растениеводство достигнут у нас значительных масштабов, на Алтай придут внешние компании и, поскольку они зарегистрированы в центре, налоги от их деятельности пойдут именно туда, но не в краевой бюджет.

Обозначенная Галиной Ковалевой пока еще только возможная проблема была первой из озвученных на этой секции, но далеко не единственной из заявленных ее участниками. Почти все выступающие говорили об избыточно жестком, «бесконечном и неоправданном» контроле со стороны надзорных структур, сетовали на то, что российский ГОСТ отличается от аналогичных стандартов других стран и это также создает препятствия в экспортной деятельности. Из бюрократических проблем участники встречи главной назвали слишком большой срок возврата НДС – до шести месяцев.

Западный «ветер» северного крепче

Принимающий участие в работе секции заместитель генерального директора компании «Алтайские мельницы» Владимир Бутин сообщил, что по экспорту муки «Россия сейчас скатилась до ничтожно малого уровня – 100 тысяч тонн муки в год. Для сравнения, Казахстан экспортирует 2 миллиона тонн муки ежегодно. Турция – 2 – 2,5 миллиона тонн. При этом Россия является основным поставщиком пшеницы в Турцию…»

По словам Бутина, в 2014 году Алтайский край поставил за рубеж 40% от всего экспорта российской муки в направлениях: Монголия, Китай, КНДР, Киргизия, Таджикистан. Проблемы экспорта алтайской муки – это высокая доля транспортных затрат в структуре экспорта (в основном железнодорожный тариф), малое количество вагонов, необходимых для перевозок, неразвитая система контейнерных перевозок и т.д.

Владимир Бутин считает, что зернопереработчики нашего региона однозначно могут вывести Россию на гораздо более высокий уровень в плане экспорта муки, все необходимые составляющие – развитое мукомольное производство и большое количество качественного сырья – у нас есть, и мы можем обеспечить потребности в муке сразу в нескольких регионах. «Поскольку Россия – это наша страна,  транспортировку по сухопутной части территории к портам в западной ее части можно было бы сделать выгодной для алтайских мукомолов», – довольно эмоционально заявил Владимир Бутин.

Говоря о том, что выгодно и кому выгодно, уместно, пожалуй, будет обратиться к истории и вспомнить о Челябинском тарифном переломе – специальном тарифе, который был введен российским правительством в 1896 году за провоз сибирских хлебных грузов через Челябинск. На русских железных дорогах была принята дифференцированная система тарифов на перевозки: чем дальше был адресован груз, тем ниже взималась оплата за пудо-версту. Но по этому тарифу устанавливался иной порядок исчисления провозной оплаты. На хлебные грузы, следовавшие дальше на запад, тариф насчитывался заново, как если бы зерно отправляли из Челябинска. Тарифный перелом был принят для защиты интересов центральных земледельческих районов страны. Мукомолы Сибири добивались его отмены, а в центре России ратовали за его сохранение. Отменен Челябинский тарифный перелом был только
1 августа 1913 года с пуском новой железнодорожной ветки Екатеринбург – Омск через Тюмень, после которого Челябинск перестал быть единственными «воротами» в Сибирь. Получается, тогда западный «ветер» был крепче северного…

«Папа есть – мамы нет…»

В отличие от экспорта мукомольной продукции Россия набирает обороты на рынке переработки масличных культур. С 2005 года по нынешнее время экспорт растительных масел вырос более чем в десять раз. За последние три года наша страна вышла на второе место в мире по экспорту подсолнечного масла. И здесь не последнее слово сказал Алтайский край, в котором, по словам директора по продажам компании «Юг Сибири» Максима Степанова, «подсолнечник прекрасно себя чувствует», а кроме того, имеются два крупнейших за Уралом маслоэкстракционных завода – в Бийске и Барнауле, где перерабатывается полторы тысячи тонн масличных семян в сутки. По итогам 2014 года компания «Юг Сибири» вышла на второе место в России по экспорту рапсового масла и на пятое – по подсолнечному маслу.

Однако все проблемы и сложности, связанные с экспортом, в целом знакомы и здесь. Уходят Литва, Латвия и Польша, наращивают поставки растительных масел из России Афганистан, Монголия, Китай. И здесь важнейшей является проблема транспортировки продукции через Дальний Восток, где необходимая инфраструктура практически отсутствует,  поскольку дальневосточные порты не способны переваливать пищевые продукты.

«Россия не имеет пограничных транспортных переходов с достаточной пропускной способностью с КНР, – отмечает Максим Степанов. – Единственный в этом плане подходящий пограничный переход находится на территории Казахстана».

В общем, как говорят строители, папа есть – мамы нет, мама есть – папы нет.

Отметил Максим Степанов и повышенный интерес граничащих с нами Китая и Казахстана к нашему сырью, что со временем может привести к появлению второй Турции, но уже не только в мукомольной отрасли. Эти страны значительно увеличивают его экспорт с нашей территории, что может не только подорвать сырьевую безопасность Алтая, но и нарушить стабильную работу наших переработчиков со всеми вытекающими отсюда последствиями.

– На фоне падения курса рубля наша конкурентоспособность по сравнению с китайскими и казахстанскими переработчиками значительно снижается, и нужно задействовать административные рычаги вплоть до введения квот на вывоз сырья за рубеж, – подчеркнул Максим Степанов. – Здесь без помощи власти нам никак не обойтись.

После обсуждения проблем участники секции приняли резолюцию, в которой предлагается обратиться к Правительству РФ с просьбой быстрее принять
ФЗ «О поддержке экспорта» и ввести поправочный коэффициент 0,33 к железнодорожным тарифам с первого километра на перевозку пищевых продуктов для предприятий края. Также резолюция рекомендует доработать и утвердить региональную «дорожную карту» – план поддержки экспорта.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж