На основе древних легенд. Выставка подлинных произведений Николая и Святослава Рерихов работает в Барнауле
13:27, 19 апреля 2024г, Культура 1315
Фото Евгений НАЛИМОВ
Выставку подлинных произведений Николая и Святослава Рерихов «Ковчег будущего» из Государственного музея искусства народов Востока называют одним из центральных культурных событий года.
Экспозиция на двух этажах барнаульского музея «Город» представляет 94 произведения живописи, в том числе несколько картин, раскрывающих философию художника, путешественника и мыслителя Николая Рериха.
Как объяснял журналистам куратор выставки Владимир Росов, заведующий отделом наследия Рерихов Музея Востока, барнаульская экспозиция – по сути, часть одноименной московской выставки, открытой несколько лет назад.
Обретая свое лицо
Еще во время монтажа экспозиции Росов предупреждал, что человеку, не знающему о Рерихе совсем ничего, может быть сложно понять его живопись, поэтому рядом с главными картинами музей поместил экспликации. И все же востоковед считает, что это искусство стоит не анализировать, а воспринимать открытым сердцем. «Тогда гармония, красота полотен Рериха войдет в человека и сделает свое дело. Эти краски, цвета сами производят работу внутри человека, и мы становимся лучше», – уверен востоковед.
В день открытия посетителям посчастливилось побывать на его кураторской экскурсии.
– Мы видим первый экспонат – облик Николая Константиновича, написанный его сыном, художником Святославом Рерихом, и это один из более 30 созданных им портретов отца, не считая эскизов и рисунков, – рассказал Росов о работе, открывающей экспозицию. – Портрет написан в 1944 году за несколько лет до смерти Николая Константиновича, и он запечатлен как умудренный старец.
Николай Рерих родился в Петербурге, но рос в имении отца в Изваре, где еще ребенком заинтересовался местными курганами, начал их рисовать и исследовать. По представлению известного археолога Спицына он получил свой первый открытый лист на раскопки. Владимир Росов рассказал, что отец-нотариус противился желанию сына стать художником, и тогда он поступил на юридический факультет и одновременно начал заниматься в студии знаменитого живописца Архипа Куинджи.
– Он обучался традиционной академической живописи, и здесь мы видим его ранние картины, – говорит Росов. – Интересно, как он обретал свое лицо: одно из первых полотен называется «Идолы», и деревянные истуканы на ней – не фантазия Рериха, но результаты его археологических раскопок. Мы знаем, что, помимо Извары, он сделал много открытий в Великом Новгороде, собрал две тысячи янтарных украшений на озере Пирос, и сегодня все эти вещи хранятся в Государственном Эрмитаже.
Сокровище мира
Новый творческий период начинается с эмиграции в начале 1920-х, и в экспозиции о нем рассказывает одна из символических картин «Книга голубиная», в основу которой положены древнерусские сказания об Иерусалиме, царе Давиде и огромной книге, упавшей с Неба на Землю, в которой говорится о начале начал. Тема истории и культуры Древней Руси уже не уйдет из творчества художника никогда.
Несколько работ посвящены Елене Ивановне Рерих, чья огромная роль в жизни этой семьи и творчестве мужа, как считает Росов, до сих пор недооценена. В экспозиции рядом с большим портретом матери авторства Святослава Николаевича поместили эскизы картин Николая Константиновича «Ведущая» и «Вестник от Гималаев».
– Дальше мы видим знаковую картину «Чинтамани» – «сокровище мира», она раскрывает мировоззрение Рериха, верившего, что на смену хаосу и революциям придет эпоха новой зари и справедливости. Существует легенда, что в свое время с высоких гималайских долин спустится конь, и на седле будет не всадник, а сокровище мира, оно изображено в виде трех золотых сфер с огнем. Согласно легендам, это камень правителей, помогающий воплощать идеи справедливости и попавший на землю из созвездия Ориона.
Рассказал куратор и о других знаковых полотнах – «Свет небесный», «Песнь о Шамбале», «Вестник», «Ярослав Мудрый» и «Чудо», каждую из которых в экспозиции обрамляют небольшие рериховские горные пейзажи.
Семена добра и культуры
Зал на втором этаже музея посвящен творчеству его младшего сына, о котором Росов рассказал так: «Это художник, который писал Индию и радость жизни – посмотрите на картину «Весна», ее буйство красок и эмоций. А на картине «Мы тоже ищем» изображены три аскета-садху, идущих на фоне темно-синей скалы. По названию понимаем, что речь о поиске истины. Они вот-вот должны выйти к свету, который разлит повсюду, и это основная линия жизни человека. А еще здесь представлены портреты, потому что Святослав Николаевич в Америке считался одним из ведущих портретистов».
Представитель оргкомитета по празднованию 150-летия Рериха, директор ГМИЛИКА Игорь Коротков признался, что край очень хотел и добивался такой выставки, а многие картины ради нее впервые покинули Москву.
– Я думаю, что она окажет доминирующее влияние на художественную жизнь нашего края в ближайшие два месяца. И посеет семена добра и высокой культуры. Ведь от малышей до взрослых маститых художников всем есть чему поучиться у Рериха.
А директор Художественного музея Алтайского края Инна Галкина напомнила, что это уже четвертая выставка подлинных произведений Рериха в Барнауле. Впервые его работы сюда привозили еще в 1983-м и демонстрировали в здании ГХМАК на улице Советской, а в последний раз – в 2006-м.
– Внимание к художнику здесь всегда было потрясающее. На той самой первой выставке за 40 дней ее работы побывало 48 тысяч посетителей, можете себе представить! – говорит Галкина. – Это вполне сопоставимо с огромной посещаемостью прошлогодней Межрегиональной выставки «Сибирь–XIII». Очередь на Рериха тянулась от музея до самой остановки каждый день. И мы желаем такого же успеха нынешней экспозиции.
Выставка «Ковчег будущего» будет работать до 16 июня по адресу: ул. Л. Толстого, 24.
Факт