Каталог икон алтайского мастера Викулы Балыкина появился в Художественном музее

16:58, 11 апреля 2024г, Культура 891


Каталог икон алтайского мастера Викулы Балыкина появился в Художественном музее Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее Алтайского края издали иллюстрированный каталог икон алтайского мастера Викулы Балыкина, хранящихся в собрании.

Монография научного сотрудника музея Евгении Школиной издана при поддержке Минкультуры края тиражом всего 300 экземпляров и сразу стала библиографической редкостью.

На каждую чёрточку

Имя Викулы Балыкина было открыто сотрудниками ГХМАК только в 1992 году. При этом в алтайских и сибирских музеях и частных коллекциях сегодня находится множество икон мастера-старообрядца, погибшего в Сиблаге в 1932 году. Но часто ему приписывают чужие образы: сам он чтил старинное иконописное правило и свои работы никогда не подписывал. Так что одной из задач каталога было зафиксировать характерные особенности балыкинского письма в помощь сомневающимся коллегам и коллекционерам.

– Над тем, чтобы книга была издана, работал весь музей, а началось все еще в 1970-е годы, когда наши сотрудники ездили в экспедиции по краю, – рассказывает Евгения Школина. – Тогда, в советское время, даже не было такого понятия, как православное искусство, а подаренные жителями районов иконы они привозили просто благодаря своей интуиции, не зная еще, кто их создавал. Только в начале 1990-х удалось найти родственников иконописца и определить несколько икон, совершенно точно созданных им, а искусствовед Людмила Красноцветова описала особенности его техники и технологии.

Всего «под подозрением» было больше полусотни образов, поступивших в собрание музея в разные годы. «Когда мы видели их, всегда говорили: «Ну, это точно Балыкин!» – вспоминает Школина. – Но так научная работа не ведется, нужно провести атрибуцию. Поэтому мы разложили все иконы на огромном столе в нашей реставрационной мастерской и сравнивали изображения, смотрели на каждую черточку, изучали левкас (специальный грунт для иконописи. – Прим. ред.). И коллегиально определили, что 51 икону в собрании считаем принадлежащими ему».

Два новых образа

Пока монография готовилась к печати, коллекция ГХМАК пополнилась еще двумя балыкинскими образами, в том числе редкой иконой Спаса Вседержителя на необыкновенном голубом фоне. Еще одну такую икону – Богоматери – музей не успел приобрести, и она оказалась в недавно открытом Музее Казанской иконы. Но Евгения Викторовна видит в этом некую высшую справедливость, ведь таким образом Балыкин как бы вернулся на родину.

Будущий иконописец родился в деревне Чулпаниха Свияжского уезда Казанской губернии. Год его рождения автор пыталась установить в архиве по уголовному делу и списку лиц, лишенных избирательных прав: то ли 1860, то ли 1872, то ли, по воспоминаниям снохи мастера, «приблизительно 1877». Ребенком он с семьей переехал на Алтай и поселился в селе Шмаково, которое сейчас входит в состав села Залесово. Его жителями были старообрядцы, и в 1905 году после Манифеста о свободе вероисповедания там была официально зарегистрированная община, молитвенный дом.

Хромавший с детства Викула Балыкин был набожным и начитанным человеком, писал дома иконы, пел на клиросе. После революции приобрел патент и делал иконы на заказ или продавал на базаре. Все закончилось в 1930-е, когда религиозная жизнь стала жестоко подавляться. В те годы, как говорит Евгения Школина, уже невозможно было достать нужные материалы, мастер отказался от серебрения и золочения образов, а потом и вовсе писал красками, какими полы и окна красили, но до последнего ареста верил, что все еще может наладиться.

В мир идеальный

На презентации каталога митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий заметил: «Сибирь своих сынов любит, но возводит на эшафот, так уж повелось… Я желаю, чтобы иконописное творчество Балыкина действительно стало нашим внутренним духовным достоянием, чтобы мы увидели, как можно проникнуть в мир идеальный через образы». К слову, поскольку содержание книги связано с богословием, рецензентом выступил доктор искусствоведения, протоиерей Георгий Крейдун.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Иконы Балыкина, пусть и в гораздо меньших количествах, есть в собраниях Алтайского краеведческого музея и ГМИЛИКА, и их представители благодарили за подаренные экземпляры издания, а еще предлагали повторить каталог в межмузейном формате. А выпускающий редактор международного журнала «Искусство Евразии», член-корреспондент Российской академии художеств Елена Макарова назвала книгу примером для музеев и коллекционеров, которые хотели бы каталогизировать свои собрания: «Она полно, детально, научно и документально обоснованно представляет эту коллекцию на самом высоком уровне».

А после презентации с музеем связались потомки Балыкина, живущие в Новосибирске. «Они прислали нам кучу документов и фотографий, собираются приехать. Рассказали, что еще одна ветвь семьи живет в Америке, – говорит Школина. – В общем, второй том каталога – уже не шутка».

Фоторепортаж