Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы 20 века была интересной, свободной и бурлящей

15:00, 07 марта 2021г, Культура 1679


Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы 20 века была интересной, свободной и бурлящей Фото №1
Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы 20 века была интересной, свободной и бурлящей Фото №2
Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы 20 века была интересной, свободной и бурлящей Фото №3
Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы 20 века была интересной, свободной и бурлящей Миниатюра №4
Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы 20 века была интересной, свободной и бурлящей Миниатюра №4
Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы 20 века была интересной, свободной и бурлящей Миниатюра №4

В краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова представили книгу искусствоведа Михаила Чурилова «ARTMAKER Юрий Эсауленко и художественная жизнь Барнаула второй половины 1980-х – 1990-х годов». В прошлом году рукопись автора неожиданно для всех победила на краевом конкурсе на издание литературных произведений в номинации «Краеведение».

Неожиданно – потому, что ушедший из жизни 31 декабря 2000 года художник Юрий Эсауленко был лидером неформального, андеграундного искусства в Барнауле конца прошлого века, не являлся членом Союза художников, а официальные институции его как бы и не замечали. Но пришедшие на презентацию друзья Эсауленко уверены: не знать о нем для культурного барнаульца «просто неприлично».

Неизгладимое впечатление

Небольшая книга с фотографиями работ Юрия Эсауленко и наиболее полным на сегодня каталогом – итог многолетней исследовательской работы искусствоведа Михаила Чурилова.

– Художника не стало в возрасте 33 лет в последний день второго тысячелетия, 31 декабря 2000 года. Его книгу «Азбука Жоржа», вышедшую в 2001 году, я впервые увидел в Новоалтайской художественной библиотеке, а спустя лет семь-восемь снова столкнулся с ней в магазине, – рассказал Михаил. – В то время арт-критик Вадим Климов открыл галерею «Республика ИЗО», я узнал, что они были знакомы с Эсауленко, и мы договорились о встрече. Меня поразило: Климов со мной, незнакомым ему человеком, разговаривал об этом художнике три часа, показывал картины, объяснял, что это было за явление. И я понял, что просто не имею права не заниматься этой работой.

Тему Юрия Эсауленко Михаил выбрал для своей магистерской диссертации, написанной в 2013 году. И тогда же осознал, что не расстанется с ней и впоследствии.

Пришедшим на презентацию (а среди гостей были и студенты творческих учебных заведений) Михаил показал репродукции основных произведений художника: знаменитой серии «Асфальтовые поля», «Темного ангела» (изображение мистического существа, вырывающегося из обычного барнаульского канализационного люка), «Бала в трамвайном депо» и множества других.

О самой, пожалуй, известной работе Эсауленко «Астроном», изображающей знакомый каждому барнаульцу гастроном под шпилем в необычном ракурсе, Чурилов говорит так:

–  В подлиннике она на меня произвела неизгладимое впечатление и совпала с моим видением Барнаула, с каким-то его мистицизмом. Название «Астроном» появилось из-за того, что буква «г» на вывеске гастронома действительно некоторое время не горела. Нынешний владелец картины рассказал мне: художник просто шел по площади Октября, поскользнулся и в момент падения увидел это здание под углом, в петрово-водкинской перспективе, запомнил и сделал набросок.

Центр притяжения

Еще 10 лет назад в Интернете можно было найти от силы восемь работ Эсауленко. Чтобы собрать всю возможную информацию о нем и его произведениях, Чурилов связался с 20-25 людьми, близко знавшими художника, со многими встретился лично, отснял хранящиеся в частных коллекциях работы.

Впрочем, его книга – еще и о том, как Эсауленко влиял на художественную жизнь в городе и притягивал к себе самых разных людей. Гости презентации увидели афиши и фотографии с первых выставок и всевозможных акций художника. Узнали, что, помимо живописи, он с друзьями шил одежду и создавал аксессуары, занимался театром, боди-артом, самиздатовскими журналами и комиксами, делал граффити, придумывал остроумные арт-объекты из виниловых пластинок – словом, превращал всё, к чему прикасался, в искусство, а повстречавших его людей – в художников.

– Культурная жизнь в Барнауле в 80-90-е годы прошлого века была интересной, свободной и бурлящей, – сказала на презентации знакомая с Эсауленко режиссер, заведующая отделом культурных программ Шишковки Наталья Сычёва. – Случалось всё что угодно: выставки, перформансы, спектакли, игравшиеся на любых площадках. Создавались и тут же распадались новые театры. И сегодня нам чего-то такого живого очень не хватает.

Режиссер Александр Быков рассказал о знакомстве с Эсауленко в 1986 году:

– Мало кто знает, что Юра писал пьесы, ставил спектакли, создал театр – вот там мы и познакомились. Меня этот человек поразил внешне: огромные глаза, неестественно смуглое лицо и совершенно синие губы. Как студент мединститута, я сразу понял, что у него серьезные проблемы с сердцем и век его будет недолог. Поэтому все оставшееся время дружбы с ним я воспринимал как большую роскошь… Меня, конечно, удивило, что Михаил [Чурилов], человек совершенно другого поколения, проявил интерес к Юрию и написал такую работу. Это огромный труд, я знаю, чего это стоило.

А близкий друг Эсауленко, художник Алексей Чеканов, признался, что в юности они не расставались неделями, и он не уверен, что этому может наступить конец: «Такое ощущение, что мы продолжаем неким образом дружить. До сих пор. Потому что я продолжаю делать свои какие-то непонятные картиночки и каким-то образом с ним советуюсь».

Теперь с книгой Михаила Чурилова можно познакомиться в библиотеке им. Шишкова. Здесь же 10 марта состоится его лекция, посвященная творчеству Эсауленко.

Фоторепортаж