На выставке «Зимние полотна» собрали произведения живописцев и графиков разных поколений

16:00, 27 декабря 2020г, Культура 1072


На выставке «Зимние полотна» собрали произведения живописцев и графиков разных поколений Фото №1
На выставке «Зимние полотна» собрали произведения живописцев и графиков разных поколений Фото №2
На выставке «Зимние полотна» собрали произведения живописцев и графиков разных поколений Миниатюра №3
На выставке «Зимние полотна» собрали произведения живописцев и графиков разных поколений Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В Алтайском государственном краеведческом музее продолжается выставка, посвященная 80-летию краевой организации Союза художников России. В экспозиции под названием «Зимние полотна» собраны 50 произведений 28 алтайских авторов – живописцев и графиков разных поколений.

Такой способ отпраздновать юбилей кажется очень уместным, ведь пейзаж всегда был излюбленным жанром алтайского искусства. И, несмотря на то что выставка получилась камерной, маленькой она не выглядит: местные авторы, кажется, уже с закрытыми глазами способны запечатлеть свойственный нашей природе размах.

Как объяснил куратор, сотрудник экспозиционно-выставочного отдела краеведческого музея Владислав Воробьев, все работы – из мастерских художников, написаны в разные годы. Музей просто отправил свою заявку в Союз художников, а потом отобрал подходящие произведения. Самая ранняя из представленных работ – сказочный декоративный холст Ларисы Пастушковой «Зимний куст» 1991 года, самые свежие – пейзажи Юрия Лукашина и работы графиков Евгения Югаткина, Ивана Быкова, Ольги Поповой, созданные в 2020-м. Что особенно приятно, пышная живопись не «задавила» в экспозиции графику, для которой сотрудники музея смогли найти самое выгодное место. Отчасти в компоновке выставки им помогли сами художники:

– Это только обывателю может показаться, что зима – значит, все белое, – замечает куратор выставки. – На самом деле зимний пейзаж требует от художника большой наблюдательности, умения тонко чувствовать цвет. Мы изначально не боялись однообразия, поскольку знали индивидуальную манеру наших авторов, главные мотивы их творчества. И компоновать работы действительно оказалось легко.

Неутомимая путешественница Екатерина Дёмкина пишет мирный пейзаж с лошадками на заснеженной равнине, над которой угрожающе громоздятся сияющие на солнце горные пики, а Ирина Щетинина – притаившуюся в недружелюбной горной тайге «баньку альпинистов». Анатолий Щетинин, Иван Торопов и Дмитрий Плохих с нескрываемой нежностью обращаются к сельскому быту. Владимир Максименко в совсем небольших, но размашистых этюдах доказывает, что оттенки зимы куда сложнее, чем мы привыкли думать: небо цвета кофе с молоком; снег, тронутый яркой синевой.

Валерий Булатов укутывает деревья и дома акварельной дымкой, а график Евгений Югаткин продолжает исследовать уютные барнаульские улочки в технике «бумага, уголь». Впрочем, если найти правильный ракурс, то Барнаул можно в первую секунду даже принять… за Петербург – похоже, именно на это рассчитывал Иван Быков, когда набросал архитектурный ансамбль площади Октября шариковой ручкой на коричневой бумаге и чуть тронул крыши и тротуары белым акрилом.

Выставка будет работать до 7 февраля.

Живопись, графика, дизайн

Завершает череду юбилейных мероприятий в честь 80-летия Алтайского отделения Союза художников России краевая выставка, которая работает до 16 января в зале музея «Город» (пр. Ленина, 111). Как сообщают в союзе, алтайские мастера серьезно подготовились к отчетной экспозиции и принесли гораздо больше произведений, чем могли бы вместить эти стены. Сейчас в Выставочном зале представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства и дизайна, а также труды алтайских искусствоведов. География экспонентов – Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Рубцовск, Камень-на-Оби, Поспелиха, Чарышский, Немецкий нацио­нальный и Завьяловский районы. Лауреатами выставки по решению жюри стали живописцы Андрей Арестов («Майское дыхание»), Александр Емельянов («Блины») и Василий Кукса («Зима пришла! Доча»).

А «Арт-галерея Щетининых» в эти же дни предлагает вспомнить классиков алтайского искусства ХХ века. Здесь представлено 86 произведений мастеров, стоявших у истоков творческого союза на Алтае: народного художника Михаила Будкеева, заслуженных художников Геннадия Борунова, Глеба Белышева, Майи Ковешниковой, Фёдора Торхова, Леопольда Цесюлевича и многих других авторов. Экспозицию составили из наиболее ранних (начиная с 1940-х годов!) и знаковых произведений, выполненных в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта.

Фоторепортаж