Исследование школьницы. Счастлив ли ребенок в неполной семье?

08:00, 20 февраля 2019г, Общество 1240


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Может ли вырасти счастливым ребенок в неполной семье? Чем аукнется в его судьбе отсутствие отца? Ответы на эти взрослые вопросы дала в своей исследовательской работе школьница из Ребрихи Наталья Хохрякова – и победила во всероссийском конкурсе.

У человека, который серьезно относится к своему будущему и учится в 11 классе, на счету каждая минутка. Вот и день Натальи расписан с утра до вечера – кроме уроков в жизни девушки есть занятия с педагогами краевого центра информационно-технической работы, классического университета и своим первым научным руководителем, учителем истории и обществознания Ольгой Трубниковой.

В группе поддержки девушки были друзья и педагоги, в том числе и ее мама Надежда Хохрякова, преподающая в этой же школе русский язык и литературу.

– Мы с коллегами волновались за Наташу весь подготовительный период и те дни, когда она защищала свою работу в Москве, – рассказывает Надежда Ильинична. – Как мама я тревожилась еще и потому, что впервые отправила ее так далеко, на самолете, в столицу. Спасибо предпринимателям-спонсорам, которые помогли оплатить поездку, ведь изначально проект недешев. Дочь была поражена уровнем организации, разнообразием конкурсных тем, глубиной исследований своих сверстников из других регионов. В одном из сообщений она даже позволила себе засомневаться в собственной победе. Но тревоги позади, девочка в восторге от столицы, ведь помимо конкурсной программы была еще и экскурсионная, с посещением исторических мест и МХАТа.

Название работы, с которой Наталья выиграла всероссийский конкурс, звучит длинно и сложно – «Влияние образа отца на степень тревожности и уровень агрессии у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста». А если проще, девушка исследовала проблему воспитания в неполных семьях, типичную для России. Опросив 147 из 1100 учащихся школы райцентра Ребриха, она выяснила, что каждый пятый растет без папы.

– Были отзывы как вполне нейтральные, так и категоричные, например: «Я своего отца не знаю и знать не хочу, меня устраивает жизнь с мамой». Возможно, приведенная в работе выборка не в полной мере отражает эту цифру, но и такая статистика дает основания для продолжения исследования, я намерена развивать тему и дальше, когда стану студенткой. Ведь выводы очевидны. Именно образ отца, положительный или негативный, формирует мировоззрение ребенка, влияет на его отношения с миром. Мы определяли это с помощью разных методик, в том числе и рисуночных тестов.

Тема напрямую касается, увы, и самой Наташи. Когда школьнице было десять лет, ушел из жизни ее отец Сергей.

– Мы с мамой – это маленький гармоничный мир, но есть пустота в сердце там, где должен быть папа. Он часто мне снится, мне очень не хватает его взгляда, его оценок. Когда на душе неспокойно, думаю о том, что бы он мне посоветовал сделать в подобной ситуации. Так получилось, что свою работу я пропустила через себя. Отцы должны знать, что без них дети не могут чувствовать себя вполне защищенными, любимыми, нужными. Если в этом главном порядок, то и агрессии к окружающим людям у ребенка нет. Все остальное нормой считаться не может.

Итак, половина души у детей называется словом «папа». Школьница из Ребрихи, подтвердив эту истину, намерена расширить параметры исследования, включив такие факторы, как конфликтность,  коммуникабельность, социализация, различия в поведении сельских и городских детей. Это дело недалекого уже студенческого будущего Натальи.

Фоторепортаж