Почему падает спрос на колбасу в Алтайском крае

13:10, 19 февраля 2016г, Экономика 2638


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Прошлый год для алтайских мясопереработчиков выдался не самым лучшим. Они, удержав производство полуфабрикатов на прежнем уровне, сократили на 15% выпуск колбас. «АП» решила разобраться в причинах и проанализировать основные тенденции отрасли.

Сырьевая база

За прошлый год производство скота и птицы на убой в крае было снижено почти на 2 %. Причем это произошло за счет сельхозпредприятий и хозяйств населения, доли которых примерно равны в общем производстве мяса. В то же время существенно больше скота смогли предложить рынку крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели. Не зря государство их активно поддерживает, предлагая кредиты и гранты на развитие мясного скотоводства. Однако доля малого сельхозбизнеса в общем вкладе пока не дотягивает до 9%. Некоторая часть его специализируется на разведении мясного скота, из которого делают стейки в ресторанах. Но не каждому по карману такое лакомство. Поэтому, по информации председателя правления «Мясного союза Алтая» Ивана Яшкина, в правительстве предлагают сделать упор на разведение скота мясомолочной направленности. Мясо таких животных дешевле и подходит для производства колбас.

Не только скот, выращенный на просторах края, формировал сырьевую базу переработчиков. Во-первых, 14,3 тыс. тонн его было продано в соседние регионы страны.

Особенно массовый отток КРС из региона пришелся на конец 2014 года. Тогда, как мы помним, рубль относительно доллара рухнул, а казахстанский тенге еще держался. И братья-казахи, сыграв на разнице курсов,  срочно поехали к нам скупать скот.

Чтобы не оставить местных переработчиков без сырья, «Мясной союз Алтая» обратился в краевую антикризисную комиссию с просьбой принять меры.

– И надо отдать должное Главному управлению сельского хозяйства, – вспоминает Иван Яшкин. – Их специалисты провели разъяснительную работу с хозяйствами, убеждали не продавать на сторону. И управление ветеринарии усилило контроль за вывозом скота, потому что животных у населения скупали и вывозили в Казахстан без ветеринарных свидетельств.

Усилия властей, а затем и падение курса тенге приостановили вывоз скота в соседнюю республику. За год вывоз скота в живом весе с территории края сократился на 11,5%. В то же время на 20,3 % увеличился ввоз скота из соседних регионов. Его было закуплено в два раза больше, чем вывезено от нас.

Проявилась еще одна вполне ожидаемая тенденция: втрое, до 5,7 тыс. тонн, сократился импорт мяса. За границей из-за дороговизны почти перестали покупать курятину и свиное сало, а вот закуп конины и субпродуктов сократился не так сильно, поскольку цены на них выросли не столь значительно.

Не все переработчики пользовались чужим сырьем. Часть из них входит в агрохолдинги и имеет свой скот на убой, в частности, «Алтайские колбасы» и «Альтаир-Агро». Безусловно, это удешевляет продукцию и, как считают в «Мясном союзе России», такие структуры постепенно вытесняют с рынка переработчиков, не имеющих собственного мяса.

Теперь давайте проследим прошлогоднюю динамику цен на сырье. Килограмм живого веса КРС стартовал в январе на Алтае с 82,7 рубля и, испытав максимальный рост до 104 рублей в апреле, весь год плавно снижался, дойдя до 86,2 рубля в декабре. Недавно разговаривал с руководителем одного из сельхозпредприятий Поспелихинского района. Он жаловался, что не может продать быков по 110 рублей за килограмм при себестоимости 105 рублей. Никто из мясников не берет.

Закупочные цены на свинину также слегка подрастали летом, а к концу года упали ниже первоначальной цены. Сегодня свинина заметно подешевела и в рознице, и на колхозных рынках.

Сбыт

Но если с сырьем у переработчиков в прошлом году был относительный порядок, то со сбытом продукции напряженка. Год прошел под флагом снижения покупательной активности населения. В реальном выражении доходы жителей края уменьшились на 10,4%, и это отразилось на их потребительских предпочтениях. Большинство стало экономить, и на мясных продуктах в том числе. Если раньше, как рассказала администратор одного из магазинов «Мария-Ра», мы продавали в день по 5 кг «Краковской», то последнее время – по одной каральке.

Причем, как уточняет генеральный директор ОАО «Восход» Каменский мясокомбинат» Татьяна Бердникова, покупательная способность населения падает последние два года, и производители вынуждены это учитывать.

– Мы постоянно подстраиваемся под вкусы потребителей, – говорит руководитель Каменского мясокомбината. – В 2015 году выпустили линейку более дешевых колбас на основе куриного фарша, и, судя по спросу, потребителям они понравились. В этом году будем расширять ассортимент, подстраиваясь под вкусы наших покупателей.

Гендиректор компании «Брюкке» Петр Боос также отмечает снижение сбыта своей мясной продукции:

– Летом 2014 года мы реализовали гораздо больше, чем в 2015 году, потом к осени наметился рост, а затем опять спад. Например, если раньше у нас новосибирцы брали за раз по 6-8 тонн колбасы, то сегодня 4-4,5 тонны.

Руководитель «Брюкке» связывает падение спроса на свою продукцию не только со снижением покупательной способности, но и с непомерными аппетитами торговцев. Накрутки магазинов на брюкковскую колбасу доходят до 65% от цены предприятия. В компании пригрозили запретом поставки тем,  у кого торговая наценка превысит 25%.

Петр Рогустович рассказал, что предприятие как-то решило снизить отпускные цены на отдельную продукцию. Но в Барнауле появились аналогичные колбасы дороже брюкковской. Некоторые покупатели подумали, что мясники из Немецкого национального района стали добавлять в свою продукцию заменители. И продавцы, чтобы развеять подозрения, предложили Боосу вернуть цены на прежний уровень.

И всё же в «Брюкке» кроме элитных колбас стали делать более дешевые с использованием курятины.

– Но качество от этого не пострадало, – уверяет Петр Боос.

Кстати, председатель правления «Мясного союза России» Мушег Мамикоян предупреждает коллег, что птицеводов надо рассматривать не только как поставщиков сырья, но и как самых серьезных конкурентов, способных предложить населению более дешевую продукцию.

Некоторые переработчики в погоне за покупателем увлеклись снижением цен, для чего стали использовать в рецептуре низкосортные ингредиенты. Заходя регулярно в один и то же фирменный мясной магазин, лично убедился, как за последние полгода пострадало качество продукции. 

– «Докторская колбаса», сделанная по ГОСТу, не может стоить сегодня дешевле 400 рублей, предупреждает Иван Яшкин. – Проведенные в европейской части страны проверки выявили подделки мясной продукции под ГОСТ. Поэтому мы своих предупреждаем, чтобы не обманывали покупателя. Его можно обмануть раз, второй он не купит.

Между тем Заринский мясоперерабатывающий завод в 2015 году увеличил выпуск продукции и прибыль, сообщила «АП» его исполнительный директор Светлана Бурыкина. Со снижением покупательной способности на предприятии борются тем, что меняют ассортимент продукции. Снизили объемы производства мяса на кости и увеличили выпуск более маржинальных продуктов.

По мнению руководства «Мясного союза России», 2016 год – время стагнации и снижения потребления мясопродуктов в стране. Этап высокой рентабельности сменится на этап роста конкуренции и падения доходности в отрасли.

Впрочем, алтайским мясопереработчикам не привыкать к работе в непростых условиях. По информации Ивана Яшкина, рентабельность их производств находится на уровне 3 – 5%. Поэтому для увеличения прибыльности бизнеса надо наращивать оборот, то есть продажи.

Казалось бы, самый простой путь – попасть на полки сетевого ритейла. Но никто из опрошенных «АП» руководителей не планирует расширять свое присутствие в сетях.

– У нас разная политика и разные взгляды. Они считают, как на нас заработать копейку, а мы думаем, как самим ее заработать, – высказывает свою позицию в отношении сетей Татьяна Бердникова. – Поэтому ищем другие пути.

Каменский мясокомбинат для реализации продукции использует как собственные стационарные торговые точки, так и выездную торговлю в районы края.

– Стараемся сунуть нос туда, где нас еще нет, – объясняет стратегию продвижения руководитель предприятия.

В то же время «Брюкке» пытается расширить присутствие в чужих магазинах, контролируя их наценку. «Алтайские колбасы» развивают фирменную торговлю.

Заринский мясоперерабатывающий завод кроме фирменной торговли открывает магазины по договору франшизы. В начале марта в Барнауле по франшизе начнет работать второй магазин, идут переговоры с предпринимателями о реализации таких проектов в Бийске и Белокурихе.

– Как ни банально это звучит, но мы ни с чем не испытываем сложности, – утверждает Светлана Бурыкина. – А кризис, о котором все говорят, воспринимаем как новые рыночные условия.

Неизвестно, напускной оптимизм у исполнительного директора или реальное отражение дел в компании. В любом случае он вселяет надежду на лучшее будущее. А сегодня это немаловажно.

Фоторепортаж