«От Макария мы – Невские»

13:00, 18 июня 2017г, Общество 1656


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Повод гордиться своей родословной есть у многих жителей края. А у 75-летней жительницы села Верх-Ануйского Лидии Невской их как минимум два. Она – правнучатая племянница святителя Макария, а судьбы Лидии Феодосьевны и ее прапрадеда перекликаются – пережитыми лишениями и бедами, выпавшими на долю рода Парвицких-Невских.

По крохам

Каждая из историй, рассказанных лауреатом премии им. Титова директором верх-ануйского краеведческого музея Татьяной Шагаевой, звучит народной легендой. Так, местных жителей до сих пор зовут притышинскими по названию старинной части села. В ХVIII веке уже стояли форпосты, крепости и казачьи станицы Колывано-Кузнецкой пограничной линии. Притышино, «притырившееся» к берегу Ануя, оставалось купеческим, крестьянским, удобным для жизни, и потому отставники 2-го Тобольского батальона с удовольствием селились здесь. К началу ХХ века население выросло до 1367 мужчин и 1370 женщин, село получило статус волостного.

– В Алтайском крае есть всего два села с похожей историей: Смоленское и Верх-Ануйское, – рассказывает Татьяна Аркадьевна. – Грамотные отставные военные способствовали хорошему образованию своих и крестьянских детей. Село было богатым, основательным, с почтовым отделением, больницей, школой. Здесь даже улицы подметались!

С Верх-Ануйским Шагаева связывает имена двух известных в России священников. Первый – иерей Георгий Павский. Сведения о нем есть в церковной книге. Музей хранит надгробную плиту с его могилы, найденную местным жителем Владимиром Лапкиным. Не так давно побывала на Алтае и представитель духовной династии Павских – журналист и краевед из Кинешмы Эмма Данова.

Второй – святитель Макарий Парвицкий-Невский, митрополит Московский и Коломенский, вошедший в историю как лидер Алтайской духовной миссии, апостол Алтая. Отец Миши (будущего святителя) пономарь Андрей Иванович Парвицкий служил в Николаевской церкви села Верх-Ануйского, открытой в 1847 году. Увы, ни само здание, ни его фото не сохранились. Еще до войны в Верх-Ануйском были репрессированы или убиты представители 90 местных фамилий. Село осиротело, уничтожены были и артефакты его духовной жизни. Сегодня все, что причастно к судьбе святителя, собирают по крупицам местные энтузиасты. Многое рассказала Лидия Невская, младшая дочь Феодосия Парвицкого-Невского и Ненилы Кайгородовой.

Наказ

Феодосий Иванович разделил участь многих священников – был сослан на Урал. Вернувшись из ссылки, женился на Нениле Нифонтовне. От первых браков у них уже были дети. У нее – Борис, у него – Ольга и Александра. Эмилия и Лидия – совместные дети.

Отец Ненилы, Нифонт Авдеевич Кайгородов, из белогвардейцев. Возможно, страх женщины перед миром, расколотым надвое, безжалостно разделившим родных людей, обернулся ее нелюбовью к родным детям. О матери своей Лидия Феодосьевна сообщает леденящие душу подробности:

– Матушка наша очень любила мужчин, а вот мы ей были не нужны. Боре приходилось ночевать на чердаках, на сеновалах. Она вилами тыкала в сено, стараясь попасть в него. Папину дочь, фронтовичку Сашу, Ненила Нифонтовна не приняла. Меня била так, что от боли я дышать не могла. Отца нашего, Феодосия Ивановича, она бросила скоро после моего рождения, детей оставила ему. Папа после ссылки работал фельдшером госпиталя села Троицкого. Он нас купал, кормил, а уходя на работу, закрывал дома на ключ. 15 марта 1944 года ушел и не вернулся, умер в санчасти. Хоронить его мать отказалась, он погребен в братской могиле Нагорного кладбища Бийска. А мы лежали в нетопленой избе, обессилев от голода так, что уже встать не могли. Мама знала об этом, но не торопилась спасать. Чужие люди заставили ее нас забрать. Мне на тот момент еще трех лет не было…

– Лидия Феодосьевна, вы так похожи на своего прапрадеда…

– Не знаю, как со внешним сходством, но общее у нас есть, несомненно. Никому из нашего рода легко не жилось никогда. Истории от Михаила Андреевича – захлебнешься слезами.

Старшая, Эмилия, поступила в Каменский зооветеринарный техникум, жила на стипендию. Лида, окончив Боровлянскую школу, подала документы в Барнаульское культпросветучилище вслед за одноклассниками. Не из любви к искусству, признается, просто деваться было некуда. Село знало, как трудно живется девчонкам, и помогало, чем могло. Сестры выросли из людской милости. Лида, получив диплом театрального режиссера, начала работать худруком районного Дома культуры в Михайловском. Жила в пустующем здании редакции без отопления и окон. Когда стало невмоготу, вернулась в Боровлянку в дом матери.

Ниточки связаны

– Годы маму не меняли: она все так же меняла мужчин и я по-прежнему ей мешала. Выгонит, бывало, меня в ночь на улицу и я брожу до рассвета по селу, – вспоминает собеседница. – Стыдно перед людьми было, я ведь уже учительницей в Боровлянке работала… Дошло до того, что она и на моего мужа глаз положила, подначивала его: «Ты Лидку лупи, чтобы неповадно было по институтам ездить». Он физкультурник, сорок лет на мне «тренировался». А потом нашла я себе избу брошенную да ушла с сыновьями от него. Экс-муж остался в квартире, которую мне когда-то дали.

Филфак Усть-Каменогорского педагогического института Лидия окончила вопреки всему. Учительствовала в Верх-Ануйском, растила сыновей и, узнавая новые подробности жизни своего знаменитого предка, все дивилась,  сколько тягот может вынести человек.

В наши дни в Верх-Ануйском на костях деда Лидии Феодосьевны, Ивана Парвицкого-Невского, заложили фундамент нового храма, четвертого по счету, если правильно подсказали односельчане. Как раз там, где его казнили в 32-м году, закопав в землю живым. До революции Иоанн Лав­рентьевич, племянник святителя Макария Невского, служил протоиереем Успенского кафедрального собора Бийска.

Устами Лидии Невской история связала воедино ниточки, которые так усердно рвал ХХ век. Псаломщиком самой первой сельской церкви двести лет назад служил ее прапрадед Андрей Парвицкий, во второй – его внук. На месте третьей, снесенной в советское время, построили Дом культуры, да только он развалился, говорят. Четвертый строят сейчас всем миром. Со строительством помогает писатель Константин Курдогло, которого гагаузы считают своим национальным героем: он пишет книги по истории этого народа. Одну из них – «Репрессии и депортации гагаузов 1940 – 1941 годов» Константин Иванович презентовал в 2016 году во время поездки на Алтай. С Верх-Ануйским житель Молдавии связан кровно: сюда был сослан его дед, здесь он утонул, близ места, где сельский сход решил поставить новый храм.

Справка
Михаил Парвицкий, будущий святитель Макарий, – шестой ребёнок в бедной семье причетника храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого. Спасаясь от голода, в 1843 году Парвицкие переехали из Владимирской губернии в Тобольск. Там Михаил окончил духовную семинарию и в 1855 году вошел в состав Алтайской духовной миссии уже под двойной фамилией Парвицкий-Невский, отправившись в самый дальний приход – учителем и псаломщиком Улалинской церкви. Служил, врачевал, ухаживал за больными, проповедовал, учил местных жителей молитвам, адаптировал духовные тексты к их менталитету. Составил и издал в Петербурге первый «Алтайский букварь», «Литургию святого Иоанна Златоуста», «Священную историю Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению» на алтайском языке. Основал ряд учебных заведений, был их попечителем. В 1883 году возглавил Алтайскую духовную миссию. Апостол Алтая – так называли его в народе.
Противник старообрядчества, монархист, он едва не погиб в пожаре 1886 года, случившемся на Бийском архиерейском подворье. По одной из версий, это был поджог, учиненный раскольниками, дабы устранить строптивого батюшку. В 1908 году Макарий Парвицкий-Невский облачен в сан архиепископа Томского и Алтайского, в 1912-м становится митрополитом Московским и Коломенским. В холодно принявшем его местном духовенстве ходили слухи о том, что миссионера с Алтая продвигает сам Григорий Распутин.
В 1917 году, еще до отречения Николая II от престола, Синод РПЦ признал Временное правительство. Несогласного Макария с Московской кафедры уволили. Последние годы жизни престарелый Владыка провел в келье подмосковного Николо-Угрешского монастыря, пережил обыски и налеты бандитов, голод и холод. Скончался в 1925-м в Котельниках близ Люберец. Канонизирован в 2000 году. Мощи святителя Макария покоятся в Троице-Сергиевой лавре, памятник ему установлен в Бийске.

Фоторепортаж