Подлинный, без маски

18:00, 29 июля 2015г, Культура 1950


1
1

Одним из центральных событий завершившихся в субботу Шукшинских дней на Алтае стала персональная выставка фотографа Анатолия Ковтуна.

Автор известных снимков Василия Макаровича, сделанных по заданию ТАСС в 1974 году, назвал свою экспозицию «Я жизнь пишу через линзу».
Помимо шукшинских портретов в ее состав вошли разнообразные снимки с 60-х годов и до наших дней, а приехавший на вернисаж автор охотно рассказывал о своем творческом методе и памятных моментах работы с нашим земляком.

Сегодня фотограф признается, что работа над фотоочерком о Шукшине была для него таким подарком, в который он до сих пор не может поверить. А еще он по-прежнему не понимает, почему же именно ему, фотокорреспонденту ТАСС, Шукшин, не жаловавший журналистов и зачастую отказывавшийся от интервью и фотосъемок, позволил запечатлеть себя во время работы и с семьей. Директор Мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина Лидия Чуднова говорит, что в собрании уже скопилась довольно значительная коллекция фотографий – около восьмидесяти. В 2004 году музей получил и фотоальбом «Время Шукшина», изданный Анатолием Ковтуном в Москве. А в этот приезд автор передал в фонд музея еще более 40 фотографий, и некоторые из них зрители могли увидеть в витринах.
 – Сколько времени запечатлено в его работах – и тех, на которых Василий Макарович, и тех, на которых Герман Титов, другой наш земляк… Эти удивительные фотографии сохраняют не картинку, но суть времени и человеческих образов, – сказала на открытии выставки Елена Безрукова, начальник краевого управления по культуре и архивному делу.

Называя знакомство с Шукшиным главным событием в своей профессиональной судьбе, Анатолий Ковтун скромно умолчал о том, что, вообще-то, жизнь его полна путешествий, ярких впечатлений и встреч. В 1959 году он устроился в Московский телецентр на Шаболовке (об этом на выставке в Сростках свидетельствует, например, снимок с «Голубого огонька» 1962 года, на котором в числе прочих запечатлен Гагарин). С 1972 года был фоторепортером ТАСС, а после получения диплома режиссера фотокиностудий 25 лет проработал оператором московского корпункта датского телевидения, посетил за эти годы 37 стран и стал свидетелем пяти военных конфликтов… Небольшая галерея портретов в этой экспозиции представляет образы Акиры Куросавы, Германа Титова, художника Оскара Рабина, Георгия Данелии, смешной и немного пугающий снимок Вальтера Запашного, играющего с огромным львом, и очевидно, что это далеко не все удивительные знакомства нашего гостя. «Это, конечно, ретровыставка советского времени – времени Шукшина, хотя в экспозиции есть и современная Россия», – заметила директор музея Лидия Чуднова.
Ну а для гостей вернисажа главной темой стали все-таки снимки с Шукшиным. Задание ТАСС Анатолий Ковтун получил в тот момент, когда создатель только что вышедшей в прокат картины «Калина красная» находился на пике своей популярности.

– В ТАСС работал такой Владимир Катков, заместитель генерального директора. Он хорошо понимал, кто такой Шукшин, и в то же время осознавал, что в стране его печатать не будут. И тогда он пошел хитрым путем: вызвал меня, поскольку я имел некоторое отношение к кино, и попросил: «Толя, попробуй сделать очерк о Шукшине, мы продадим его за границу – там точно возьмут». Вот так, фактически в обход главного редактора, было дано это задание. Хотя я, честно говоря, не очень ему обрадовался, подумал, что не справлюсь: у меня был просто мандраж перед этим человеком.

Зато, получив неожиданное согласие самого Шукшина на съемку, Анатолий Иванович хватался за любую возможность сделать интересный кадр, снимая его во время работы, дома, с дочерьми на природе. Осенью 1974 года он даже приезжал на съемки последнего фильма Василия Макаровича «Они сражались за Родину», где запечатлел своего героя не только на съемочной площадке, но и во время обсуждения роли с режиссером или за подготовкой к рыбалке. Именно там, кстати, был сделан цветной снимок, на котором, по словам автора, виден подлинный Шукшин: в перерыве между съемками он сидит в гимнастерке и сапогах и смотрит куда-то вдаль, явно не подозревая, что его фотографируют. Анатолий Ковтун назвал эту фотографию «Василий Шукшин, открыт, раним и не защищен». Это Шукшин без маски, в нем нет ничего, что связано с его образом ершистого, резкого человека, объясняет фотограф, и когда его сестра листала альбом «Время Шукшина», она остановилась именно на этом кадре: «Так вот он, Вася!»

– Эта маска стала его образом жизни, он не снимал ее даже на съемочной площадке фильма! – продолжает Анатолий Иванович. – Почему? Представьте, к нему подходит девочка и он думает, она хочет что-то спросить – нет, она хочет сфотографироваться с ним, и тут же рядом фотографы! Подходит кто-то еще: «Василий Макарович, я не писатель, но у меня есть произведения, не могли бы вы…» В общем, эта маска защищала его от такого внимания. Я же старался фотографировать издалека телеоптикой – не люблю суетиться с фотоаппаратом перед человеком, это всегда раздражает и люди застывают. А снимая его издалека, я смог, наоборот, приблизиться к нему настоящему.

«Когда фотографии напечатаны и висят, ощущение, что они уже не принадлежат мне. Со временем они становятся ценнее, потому что эпоха уходит, время стирает все, а фотография останавливает время», – говорит фотографа.

 
Фоторепортаж