На конференции в Барнаульском базовом медколледже обсудили оптимизацию работы врачей и медсестер

17:24, 12 декабря 2023г, Медицина 2069


Фото: Минздрав Алтайского края
Фото: Минздрав Алтайского края

В Алтайском крае ряд учреждений здравоохранения реализует систему перераспределения обязанностей между врачебным, средним и немедицинским персоналом. Причины, процесс внедрения новшеств и его результаты медики обсудили на научно-практической конференции в Барнаульском базовом медицинском колледже.

Взгляд в монитор

Пять минут – на прием, десять – на отчетность. С проявлениями такой системы сталкивался каждый, кто обращался за медицинской помощью. Ситуация во многом стандартная. Отстояв очередь в регистратуре, направляешься к следующему пункту. У кабинета врача – та же история.

Но и после преодоления «полосы препятствий» кажется иногда, что жалобы, с которыми обратился к специалисту, его совершенно не интересуют. Пара-тройка вопросов, а взгляд врача все это время направлен на экран монитора. В такие моменты чувствуешь себя неловко: ощущение, будто отвлекаешь от важной работы, не покидает. Учитываем при этом, что время приема ограничено, и иной раз его не хватает, чтобы уточнить детали лечения.

Конечно, все это неспроста. Среди причин – нехватка кадров в больницах и поликлиниках, и финансовые вопросы, идущие следом, и масса отчетности, с которой работают медики на местах.

Делегировать с умом

Перераспределение обязанностей – одно из решений, которое позволило сгладить острые углы этой проблемы в нескольких медицинских учреждениях края.

– Тема расширения полномочий среднего медицинского персонала обсуждается давно на уровне Министерства здравоохранения страны, – рассказывает Ирина Гусельникова, и.о. руководителя Центра опережающей профессиональной подготовки руководителей и специалистов системы здравоохранения ББМК. – Михаил Мурашко (министр здравоохранения РФ. – Ред.) неоднократно поднимал этот вопрос. В некоторых регионах России реализуются соответствующие практики. Уже есть положительные результаты.

Так, среди краевых новаторов в этой области – городская больница № 2 в Рубцовске, поликлиники № 10 и № 3 в столице региона.

– С мая 2023 года начали реализацию проекта перераспределения обязанностей между врачом, медицинской сестрой и администратором, – делится опытом Надежда Полотнянко, главная медицинская сестра барнаульской городской поликлиники № 10. – Процесс шел непросто, поскольку нов для всех его участников. Главное здесь – делегировать с умом.

Как работает

Перераспределение обязанностей – система, позволяющая разгрузить медицинских работников от технической работы, которая не требует специальных навыков и умений. К таковым относятся, например, заполнение журналов, сопровождение пациентов в отделение или на процедуры, обзвон пациентов с приглашением на диспансеризацию, подготовка паспорта участка для обхода населения.

Основной принцип – забрать у врача функции, не касающиеся непосредственного лечения, а у медицинских сестер – то, что не требует специфических медицинских знаний. Важная роль при этом у оператора или администратора, ведь большая часть вопросов, связанных с информационными электронными системами, отчетностью, ложится на его плечи. Это позволяет оптимизировать систему и поднимает качество оказания помощи пациентам.

Так, выпиской рецепта лекарственного льготного обеспечения с электронной подписью врача теперь занимается медицинская сестра с помощью оператора. Первичное оформление больничного листа также происходит через электронные ресурсы. В то время, когда средний медперсонал вносит данные в систему, врач имеет возможность побеседовать с пациентом о жалобах.

Еще пример: простые измерения – давления или пульса – теперь обязанность медицинской сестры. Врач же получает чек-лист с первичными исследованиями и затем собирает оставшиеся данные анамнеза.

На благо всем

По словам Надежды Полотнянко, изменения внедряли в несколько этапов. Сначала провели анонимный опрос среди сотрудников о предполагаемых новшествах. Большая часть врачей, конечно, отреагировала положительно. Хотя около 15% в числе не определившихся. Вероятно, это связано с тем, что недоставало понимания о самой реализации проекта. Медицинские сестры оказались в большинстве своем против – так проголосовало 84%.

После запуска эксперимента на базе поликлиники работала консультативная группа для решения текущих затруднений. Внутри медицинской организации проводили плановые семинары с участием специалистов, в режиме реального времени отвечали на интересующие сотрудников вопросы.

– На сегодняшний день можно сказать, что перераспределились удачно. Среди врачей получили почти на 15% больше свободного времени, у медицинских сестер показатель составил более 40%. Это хорошие результаты, – добавляет главная медсестра. – Количество благодарных пациентов возросло в разы. На терапевтических участках появились дополнительные талоны к узким специалистам, а не только к участковым терапевтам. Жители отмечают, что врач и медсестра меньше отвлекаются на компьютер, на приеме больше общаются с ними. Повысился индекс удовлетворенности работой персонала. Таковы данные голосования, проведенного комиссией по аудиту и контролю, созданной в поликлинике.

Фоторепортаж