Весной на дорогах Алтайского края вновь появились электросамокаты, а вместе с ними и проблемы

12:12, 13 апреля 2024г, Транспорт 1057


Фото: Андрей Каспришин
Фото: Андрей Каспришин

В апреле на едва оттаявшие улицы Барнаула вернулись самокаты. Пока молодежь радостно хватает расставленные по городу средства индивидуальной мобильности (СИМ), а старшее поколение критикует юных гонщиков, органы власти пытаются найти справедливый компромисс и ужесточают законодательство в сфере пользования самокатами.

Что сейчас

Волна негатива от горожан в сторону любителей нового средства передвижения возмущает его сторонников. 21-летний самокатчик Илья недоумевает:

– Не понимаю, почему у многих людей плохое мнение о пользователях самокатов. Впервые я прокатился на нем в 2021 году – взял в аренду у одной из компаний, а уже на следующее лето заработал на свой личный. Пользовался им полтора сезона, пока не сломался аккумулятор. Ни разу не было ни одного пререкания – никто на меня никогда не жаловался, я не нарушал правил и со временем очень полюбил этот вид транспорта. Думаю, вскоре куплю себе новое устройство, но в этот раз буду с ним аккуратнее, чтобы он радовал меня не один сезон.

С 1 марта 2023 года введено новое понятие – «средства индивидуальной мобильности». К ним относятся самокаты, скейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие устройства, оснащенные двигателем. Скорость движения при их использовании ограничили планкой в 25 км/ч, а передвигаться по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам запретили в случае, если вес техники превышает 35 кг.

Пользователи СИМ также могут ездить по дорогам, где скорость движения ограничена до 60 км/ч и разрешено движение велосипедистов. При этом самокатчик имеет право передвигаться только по правому краю проезжей части и только в случае, если рядом нет тротуаров и велосипедных дорожек.

Есть и возрастные ограничения. Дети до 7 лет могут кататься на СИМ только в пределах тротуаров, пешеходных и велопешеходных дорожек (на стороне движения пешеходов!), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых. Школьники от 7 до 14 лет могут передвигаться на самокатах самостоятельно, но не по проезжей части. И только начиная с 14 лет пользователь СИМ может выезжать на дороги, опять же, руководствуясь следующим приоритетом: велоинфраструктура → пешеходная зона → обочина → правый край проезжей части.

Под чутким взором ГИБДД

Если в 2022 году в Барнауле было зафиксировано всего два ДТП с участием самокатов, в 2023 году – 15, то за неполный месяц нового сезона – уже четыре. Для контроля за пользователями СИМ, которые стали чаще попадать в аварии, в прошлом году ввели штрафные санкции в размере от 800 до 1500 рублей. Всего за прошедший год в городе зафиксировано свыше 600 нарушений. Чаще всего людей ловят за катание на устройстве вдвоем, что запрещено законом, и за отказ сойти с техники при пересечении пешеходного перехода. Введенные осенью 2023 года штрафы за пьяную езду в краевой столице пока не применялись.

– В полицию постоянно поступают жалобы на самокатчиков, – рассказывает старший инспектор ОП БДД отдела Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу Иван Максимов. – Обычно жители сообщают о помехах для пешеходов, которые создают пользователи СИМ. В ПДД закреплено, что приоритет при движении на тротуарах имеют именно пешеходы. При этом самокатчики должны просить горожан уступить дорогу голосом, а использовать сигнал нужно только для предотвращения ДТП.

Автолюбители обычно обращают внимание, что зачастую самокаты не оборудованы фонарями, светодиодной лентой и «габаритами», из-за чего их сложно увидеть в темное время суток и плохую погоду. Отдельная дискуссия разворачивается вокруг брошенных и неправильно припаркованных устройств. Законодательно СИМ не являются транспортными средствами, поэтому эвакуировать их нельзя.

Пока только Москва стала единственным регионом, где официально закрепили возможность эвакуации самокатов и велосипедов за неправильную парковку. На спецстоянки отвозят и арендные, и личные СИМ, а забрать их оттуда может только владелец – для этого у него должны быть документы, например, чек, подтверждающий покупку.

В прошлом году администрация Барнаула изменила правила благоустройства, официально закрепив требования по парковке самокатов. Например, их нельзя бросать на газонах, спортивных и детских площадках, вблизи школ, больниц и памятников. При этом отловить нарушителей достаточно проблематично, поскольку устройства все время находятся в движении – когда на место инцидента прибудут специалисты, его уже может и не быть, делится Иван Максимов. К тому же полномочия по контролю за парковкой СИМ остались у города.

Барнаульскому ГИБДД удалось договориться с компаниями по краткосрочной аренде самокатов о снижении максимальной скорости до 15 км/ч в местах массового скопления людей – скверах, парках. Ограничение устанавливается программно, и пользователь не сможет разогнать устройство сильнее в условленных границах. Кроме того, планируется установка новых знаков, полностью запрещающих движение СИМ – фигурка самокатчика, перечеркнутая красной линией. Их установят в границах пешеходной улицы Мало-Тобольской, на аллее проспекта Ленина (в границах улиц Димитрова и Льва Толстого), на Аллее памяти воинов-десантников на улице Малахова, на Ленинградской аллее и набережной Оби.

Еще одна инициатива, которую ГИБДД обсуждало с компаниями по аренде СИМ, – установка специальных датчиков, которые бы отслеживали поездки вдвоем. Подобная система может появиться на новых устройствах, но пока по городу ездят самокаты, закупленные в 2020 году.

«По моему мнению, ужесточать законодательство, вводить обязательное ношение шлемов, еще сильнее снижать скоростной режим или вводить дополнительные возрастные ограничения нет необходимости. Я выступаю за введение обязательных спецкурсов, которые должен будет пройти каждый пользователь СИМ. Чтобы снизить количество ДТП, нужно повысить культуру пользования этими средствами передвижения, нужна обучаемость. Этим мы и занимаемся в отделении пропаганды – посещаем школы, распространяем видеоролики», – заключает Иван Максимов.

Предложения

На мартовской сессии депутаты АКЗС проголосовали за обращение в Правительство РФ о поправках в ПДД. Парламентарии предложили ввести два режима скорости – один для дорог, где будет установлено ограничение в 25 км/ч, а другой – для тротуаров и пешеходных зон с ограничением в 8 км/ч. Кроме того, пользователей СИМ (и велосипедистов) хотят обязать носить велошлем, а также использовать световозвращающие элементы при движении как в населенных пунктах, так и за их пределами.

Первый зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев предложил передать полномочия по регулированию движения СИМ в регионы. Он считает, что новые устройства нужно рассматривать как альтернативу общественному транспорту, а полномочия в его регулировании находятся у муниципалитетов и регионов.

«Урегулировать эту ситуацию четко и детально никто, кроме руководства регионов, не сможет, потому что все города отличаются друг от друга. Где-то есть широкий тротуар, где-то его нет, где-то есть потребность в них, где-то нет, где-то они мешают людям, где-то не мешают», – рассказал депутат «Парламентской газете».

В феврале 2024 года правительство дало отрицательный отзыв на законопроект, внесенный в Госдуму о регистрации СИМ. Несмотря на это, одна из московских компаний, сдающих в аренду самокаты, в начале нового сезона добровольно прикрепила на каждое устройство регистрационные знаки. Они внешне схожи с мотоциклетными, только чуть меньше размером. Индивидуальные номера необходимы для удобства фиксации нарушений камерами – столичный департамент транспорта уже приступил к тестированию подобных систем.

Кроме того, Мосгордума внесла в Госдуму поправки, усиливающие ответственность водителей самокатов за пьяную езду. Также инициатива предусматривает ограничения на использование мобильного телефона без гарнитуры во время движения, устанавливает ответственность за неоказание помощи пострадавшему в ДТП. Поправки рассмотрят в весеннюю сессию.

Фоторепортаж