Сибирские Шумахеры: в Барнауле впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки

17:56, 02 февраля 2023г, Спорт 787


Сибирские Шумахеры: в Барнауле впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки Фото №1
Сибирские Шумахеры: в Барнауле впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки Фото №2
Сибирские Шумахеры: в Барнауле впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки Фото №3
Сибирские Шумахеры: в Барнауле впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки Миниатюра №4
Сибирские Шумахеры: в Барнауле впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки Миниатюра №4
Сибирские Шумахеры: в Барнауле впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки Миниатюра №4

Фото Андрей КАСПРИШИН

В краевой столице впервые за 12 лет прошли зимние кольцевые гонки. Организаторы отметили, что такой уникальной ледовой трассы, как на гребном канале, не найти и по всей стране.

Преодолевая бюрократию и погоду

Этого события автолюбители ждали более десяти лет. Но с момента последних таких официальных соревнований изменилось местное законодательство: ледовые гонки на открытых акваториях края запретили. Федерация автомобильного спорта на протяжении нескольких лет бюрократическим путем пыталась вернуться на лед, в том числе документально доказывала, что «скользкие» гонки не навредят водоему гребного канала и самим участникам. Важным параметром оказалась толщина льда. Чуть менее месяца назад она составляла 58 сантиметров, что уже позволяло проезжать по толще грузовикам массой 30 тонн при температуре -10 0С. Когда заветное разрешение было получено, еще один неприятный сюрприз организаторам преподнесла сама матушка-природа.

– На подготовку трассы у нас было всего две недели, и когда мы начали расчищать снег, то обнаружили, что на льду стоит вода, – рассказал нам председатель краевой федерации автоспорта Александр Чернюк. – Она выливалась наружу даже при температуре -30, потому что водоем промерз неравномерно. Времени на устранение этой проблемы у нас не было, поэтому пришлось переносить трассу ближе к противоположному от трибун берегу и вообще менять ее конфигурацию. Вся дистанция составила более 2000 метров, а изюминкой ее стал мост на обводном канале, под которым участникам нужно проехать. Многие уже делились, что ничего подобного в жизни не видели.

К слову, не только участники, но и опытные руководители были впечатлены барнаульскими условиями. Например, их высоко оценил представитель автомобильной федерации России Александр Фабрициус, в прошлом десятикратный обладатель Кубка страны по автокроссу, звезда российского автоспорта:

– Такой инфраструктуры для ледовых гонок не найти не то что в Сибири, но и по всей стране. Это абсолютно мировой уровень, поэтому сделаем все, чтобы задействовать канал для проведения крупных соревнований.

Разница невелика

Ну а пока сильнейшие Шумахеры страны не добрались до Барнаула, там выступали преимущественно любители из разных уголков Сибири – от Новосибирска до Иркутской области. В примерном соотношении их было 80% от общего количества участников. Впрочем, ехал ли по заледенелой трассе любитель, или гонщик-профессионал – наблюдать за ними было одинаково интересно. Да и не факт, что скромные на вид «жигули» уступят на дистанции любой иномарке.

– В этом деле многое зависит от резины, но не менее важен сам навык вождения, – рассказывал Фёдор Магда, один из участников соревнований, он как раз на советском автопроме эффектно дрифтовал на ледяных виражах трассы. – Побеждает тот, кто умеет рулить (улыбается). Я в своей машине много не менял, только двигатель, подвеску переднюю. В остальном она идеально подходит для зимних гонок.

Около 50 участников (их количество организаторы намеренно сократили из-за непродолжительного светового дня) были поделены на три разряда по типу привода: передний, задний и полный соответственно. Если Фёдор выступал в категории заднеприводных машин, то более опытный Андрей Бородулин на своей Subaru Impreza соревновался в категории WD. И уже в квалификационном заезде мы стали свидетелями исторического в рамках персоны события.

– Сейчас могу ошибаться, но я, кажется, становился призером всех гонок, в которых когда-либо участвовал, а сегодня не смог пройти квалификацию, показал только девятое время, – делился с удивлением Бородулин. – Трек отлично подготовлен, но для моей габаритной машины он оказался узковат. Она у меня тяжелая и любит прямые для разгона, тут же такого простора не было. Плюс у каждого поворота есть своя специфика: какой-то нужно пройти «вкатом», а другой пролететь широко. Если этого не учитывать, то придется терять важные секунды, что со мной и произошло.

Спорт – для всех

К сожалению, зрителям в этот день не удалось как следует проникнуться всем шармом гонок. Мало того, что им было видно всего лишь малую часть от общей трассы, так еще и холодный пронизывающий ветер морозил и поглощал своим свистом комментарии к заездам. Куда более комфортно было в паддоке на противоположном берегу, где готовились к своим стартам участники. Их закрыли от ветра естественные заснеженные рельефы гребного канала, так что там было вполне тепло и комфортно. Пилоты же веселились, бурно обсуждали специфику трассы, жарили шашлыки.

Здесь же нам удалось вблизи разглядеть весь автопарк, колоритность которого поражала: «Ока» с колесами от внедорожника; ВАЗ-2102 с причудливыми кислотно-зелеными эскизами и патриотичными надписями «Барнаул» и «22»; старый добрый Nissan 180SX с фарами-«кокетками», классический «мерин»; Subaru Impreza, напичканный воздухосборником и спойлером, прямо как из видеоигр начала 2000-х; ветхий, но ревущий Tоyota Carib; габаритный Forester и многие другие. В общем, взгляду было на чем остановиться.

А затем мы случайно обнаружили, что на всей этой красоте по льду гоняют не только мужчины, но и женщины.

– Я вообще с 18 лет выступаю на соревнованиях, когда получила права и купила эту самую машину, – беседовала с нами Мария Синяткина, сидя в своей красной «ласточке» ВАЗ-2107. – В ней осталось мало чего родного: третий мотор уже стоит, карбюратор менянный, руль, подвеска, сиденья. Но ее оснащением занимается в основном муж, а для меня главное удовольствие – это езда. Раньше я чувствовала себя белой вороной среди мужчин-пилотов, но они ко мне быстро привыкли, так что теперь с этим никаких проблем (улыбается).

Итоги

Заезды Кубка Алтайского края по автомногоборью закончились уже с приходом темноты. Пилоты определили сильнейших в парных финальных заездах. По их итогам мы можем резюмировать, что хозяева трассы показали высокий класс и проехали заледенелую дистанцию не только без аварий (такое тоже случалось), но и с лучшим временем в двух из трех дисциплин. Среди заднеприводных не оказалось быстрее машины, чем ВАЗ-2102 под управлением барнаульца Антона Шипунова, а в переднем приводе лучше всех проехал Александр Мозгунов на ВАЗ-2108. В классе полноприводных «железных коней» первые два места заняли новосибирцы на Mazda Familia – Михаил Мошкин и Александр Шатарский, причем второй показал лучшее время дня на трассе (3 мин. 04.1 сек.), но не в финале. Остальные три бронзы также достались представителям краевой столицы.

Фоторепортаж