Скифы, стрелы и каури: выставка шедевров из войлока открывается в Барнауле

14:31, 15 февраля 2024г, Культура 1430


Фото: Айжана Какпакова
Фото: Айжана Какпакова

Выставка изделий из войлока мастеров Республики Алтай «Куулгазынду кийис – Волшебный войлок» открывается  16 февраля  в выставочном зале Дома народов Алтайского края.

В экспозиции  — вещи ручной работы: декоративные панно, головные уборы, шарфы, жилеты, сумки, украшения, обувь, игрушки, предметы интерьера, изготовленные способом сухого и мокрого валяния.

Большой раздел выставки занимают войлочные панно. Современные мастера Алтая соединили в своих работах образы скифского мира, старинные народные узоры и авангардные темы. Во многих изделиях, представленных на выставке, прослеживаются реплики древних войлоков из знаменитых Пазырыкских курганов. В том числе знаменитого войлочного ковра площадью 30 квадратных метров, найденного, как и «Алтайская принцесса», в вечной мерзлоте и  украшенного многокрасочной аппликацией (его можно увидеть в Государственном Эрмитаже). На его изготовление ушла шерсть ста овец. Композиция изображает всадника, приближающегося к креслу-трону, на котором восседает женщина-богиня с цветущей ветвью в руке. Богиня символизирует плодородие природы. Ковер стал культовым.

А на выставке в Барнауле заметное место занимают работы Айжаны Какпаковой, известного мастера из Горно-Алтайска. Она представила часть своей новой «скифской» коллекции «Эненин энчизи» - «Наследие матери», состоящую из пяти образов.

Фото: Айжана Какпакова фото
Фото: Айжана Какпакова

Барнаульцы увидят дефиле в народных костюмах и работы «Очы бала» (панно с конём) и «Ай-Тана» (девушка). Эта работа декорирована ракушками каури.

Коллекция разнообразна по своему ассортименту: платья, чегедек  (накидка замужней женщины), жилеты, брючный костюм. При создании мастер использовала войлок, меха, каждый образ дополнен алтайскими орнаментами, в качестве декора использованы кажагай, бисер, мех.

Фото: Айжана Какпакова фото
Фото: Айжана Какпакова

Аржан Темеров, мастер войлоковаляния:

«С древнейших времен в жизни тюркских народов большое место занимал войлок (кийис). По археологическим данным видно, что техника валяния войлока была очень развитой. Войлок употребляли для покрытия стен и полов, для изготовления одежды, головных уборов, чулок, седельных подушек, потников и чепраков. Еще Геродот писал о войлочных шапках и кафтанах, которые носят скифы и о войлочных шатрах, в которых скифы живут. Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первый войлок мог появиться не раньше, чем была одомашнена овца».

Войлочное полотно обычно изготавливали в виде полотнищ различной толщины. Тонкий войлок использовали в качестве головных покрывал, из толстых делали доспехи, обувь, покрытия для юрты и лошадей. Известно несколько способов декорирования и украшения войлочных изделий: вкатывание узора; аппликация войлоком, тканью, кожей; инкрустация войлоком (мозаичный способ) с использованием декоративной стежки; вышивка по войлоку, украшение бисером и ракушками; роспись по войлоку и др. Основные из них сохранились до настоящего времени.

Процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.

Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок — это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Фото: Олег Купчинский фото
Фото: Олег Купчинский

Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к.  она не имеет чешуйчатого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Но количество шерсти, которое можно получить с одной овцы сравнительно невелико — 3–5 кг, а на покрытие для на юрты, например, требуется 100–120 кг шерсти. Поэтому начало истории войлока относится к тому времени, когда была одомашнена лошадь (5–6 тыс. до н.э). Примерно в это же время была одомашнена и собака — помощница человека в пастьбе овец.

 Галина Горяинова, историк культуры:

«Если с валянием небольших изделий отлично справляются женщины, то валяние «серьезных» вещей — это мужская работа. Готовое к валянию, например, полотнище для юрты навивается на палку, зашивается в кожу, и палка привязывается к стременам оседланного коня. Конь таскает эту палку по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Считается, что для этого достаточно протащить ее на 15–20 полетов стрелы (примерно 2 км.)

Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки — тканые и потом подвалянные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды».

Фоторепортаж