Как малому бизнесу помогает выход в онлайн и какие категории товаров сегодня наиболее востребованы

18:20, 30 января 2023г, Экономика 939


Как малому бизнесу помогает выход в онлайн и какие категории товаров сегодня наиболее востребованы Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Объемы электронной коммерции растут каждый год, невзирая на санкции и кризисы. 2022 год не стал исключением. Рассказываем, как выход в онлайн помогает малому бизнесу и какие категории товаров сегодня наиболее востребованы в Сети.

Есть заказы – лепим

Жительница Барнаула Яна Назарова несколько лет пыталась найти свое место в бизнес-среде. 

– Взяла соцконтракт, без него, пожалуй, даже бы не задумалась о своем деле. На полученные средства купила оборудование: мясорубки, тестомесы, холодильник. Год назад зарегистрировала ИП. Основным направлением моего дела стало производство мясных полуфабрикатов. Продукты в торговых сетях сейчас ниже среднего – не очень вкусные, не очень полезные. А я всегда хотела кормить людей настоящей домашней кухней, – рассказывает Яна. – Арендовала помещение, сделала там ремонт. Сейчас балую барнаульцев хорошими пельменями, варениками и котлетами. На производстве я работаю одна, всю продукцию леплю вручную. Готовлю по бабушкиным рецептам, использую только натуральные ингредиенты и специи. Все экологически чистое, без добавок.

Пока заказов поступает не так много, основная часть продукции реализуется по индивидуальным заявкам. При этом Яна даже не стала пытаться работать с розничными сетями, потому что ретейл требует низкую цену, с которой даже не удастся окупить себестоимость качественной продукции.

– Привлекаем клиентов через наш сайт, через соцсети. Проводим розыгрыши, акции. У меня дочь таргетолог, помогает делать рекламу. Это позволяет привлекать неплохой процент покупателей. Интернет выручает начинающих предпринимателей, основная часть заказов поступает онлайн. А уже потом начинает работать сарафанное радио – люди рассказывают о нас друзьям, те находят нас в Интернете, делают заказ. И дальше по кругу, – поделилась бизнеследи.

Кушать подано

В 2022 году российский рынок доставки еды продолжил рост, пусть и замедлившийся. По итогам года его оборот превысил 675 млрд рублей. Прогнозируется, что к концу 2024-го этот показатель перевалит за миллиард.

Но не все его сегменты развиваются столь стремительно. В первую очередь снижается спрос на доставку готовых рационов. Это не самая главная потребность человека в кризис, поэтому, если экономическая ситуация будет ухудшаться, эта ниша может серьезно потерять в выручке.

Кроме того, в 2023 году может снизиться спрос на доставку из ресторанов и кафе, особенно с учетом роста цен на блюда, считают в аналитическом агентстве BusinesStat. Остановить подорожание сложно, потому что увеличивается стоимость продуктов – отчасти из-за усложнения логистических цепочек. Рестораторы оптимизируют меню, но далеко не всегда удается при этом сохранить прежние цены: не будет катастрофического роста – уже хорошо.

Самым стабильным сегментом остается доставка продуктов и полуфабрикатов – это базовая потребность, от которой отказаться намного труднее, чем от желания съесть пиццу посреди ночи. И если за молоком и хлебом можно самостоятельно дойти до ближайшего магазина, то ехать для недельной закупки в крупные супермаркеты часто экономически менее выгодно, чем оформить заказ по Интернету. К тому же онлайн-магазины развивают культуру потребления и снижают риск необдуманных покупок. Здесь клиент не купит кильку в томате и холодец, которые месяц пролежат в холодильнике, после чего будут выброшены. А если человек пройдется по супермаркету, да еще и голодный, такой исход вполне возможен.

Все в Сеть

Реализуют свою продукцию через Интернет не только производители продуктов и рестораны. Востребованность онлайн-торговли растет ежегодно, и это относится почти к каждой ее сфере. По информации ТАСС, в прошлом году в интернет-магазинах общее количество покупок увеличилось на 24–25%. В итоге рынок онлайн-торговли в 2022 году достиг 5 трлн рублей.

По данным «ЮKassa», за прошлый год оборот платежей в небольших интернет-магазинах вырос на 21%, количество покупок – на 35%. При этом средний чек уменьшился на 10% и составил чуть более 2000 рублей. Средние магазины увеличили оборот на 20%, количество покупок в них возросло на 24%. У крупных торговцев оборот поднялся на 10%, а количество покупок – на 31%.

Больший рост покупательского спроса прослеживается в небольших онлайн-магазинах мужской и женской одежды. За год их оборот вырос в
18 раз, покупок стало в 12 раз больше, а средний чек увеличился на 55%. На втором месте находятся цифровые товары: онлайн-курсы, тренинги, подписки на различные сервисы, где число платежей выросло в восемь раз, а обороты увеличились втрое.

Специализированные нишевые товары, например для охоты и рыбалки, активного туризма и спорта, в онлайн-магазинах россияне стали покупать вдвое чаще, а средний чек поднялся на 26%, до 8068 рублей.

В общем, электронная коммерция развивается, и предприниматели, в том числе и алтайские, чувствуют, что за ней будущее.

Фоторепортаж