В Барнауле прошла выставка по 3D-моделированию «Проект года»

17:00, 15 февраля 2016г, Общество 2203


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Роботы, шахматы и множество полезных деталей – таковы итоги выставки по 3D-моделированию «Проект года», которая состоялась в Краевом центре информационно-технической работы (КЦИТР).

Самому младшему участнику – восемь лет, старшему – восемнадцать. Цифровым прототипированием, или, иначе говоря, 3D-моделированием, большинство увлекается буквально год-два, но успехи уже заметны. Все началось с модульной школы, которую в КЦИТР впервые провели около трех лет назад. На ней обучили педагогов из разных городов и районов края работе в программе «Компас 3D», а учителя увлекли детей.

Так получилось и в алтайской средней школе № 2 Алтайского района – учитель информатики Наталья Тимашёва обучает детей разного возраста уже три года. Причем еще в прошлом году она занималась только с учениками своей школы, а в этом в ее кружок пришли дети из двух других.

– Проектировать детали, видеть их в объеме, а потом иметь возможность распечатать на 3D-принтере и получить свой экземпляр – для детей это дорогого стоит! – объясняет успех своего начинания Наталья Николаевна. – А мне просто нравится искать для учеников все самое новое и интересное. Техника не стоит на месте, и, чтобы увлечь школьников, учитель должен постоянно развиваться. Поэтому, когда меня пригласили в КЦИТР на учебу, я с удовольствием согласилась и привезла в нашу школу специальную лицензионную программу по 3D-моделированию. Занимаемся мы в основном после уроков, иногда на выходных. Часто на переменах подходят дети, делятся своими идеями (улыбается).

Педагог объясняет, что сначала на бумаге создаются эскизы будущей детали, потом они воспроизводятся в компьютерной программе, к чертежу применяются 3D-технологии, такие как выдавливание, вращение. Готовый проект можно распечатать на 3D-принтере – такой чести на выставке «Проект года» удостаивались лучшие работы ребят.

От алтайской школы на выставке участвовали братья Субботины – 18-летний Саша с проектом робота R2-D2 (культовый персонаж «Звездных войн») и 10-летний Артем с 3D-шахматами.

– Роботами я давно увлекаюсь, а после выхода очередного фильма-саги решил сделать такую модель, – рассказывает Саша. – Было много сложностей, тем не менее модель готова. Она должна собираться из 15 отдельных деталей, и у нее будут те же подвижные части, что и у настоящего R2-D2.

Кстати, предыдущим проектом Александра тоже был робот, которого он планирует «оживить» с помощью электроники. Глядя на него, заинтересовался моделированием младший брат, который буквально за месяц научился работать в программе – и вот уже представляет на краевой выставке весьма непростой на вид проект.

Еще один представитель алтайской школы № 2 – восьмилетний Михаил Тимашёв в силу возраста участвовал вне конкурса, однако и ему позволили защитить свою работу – трехмерный проект туристического бренда Алтайского района.

– Любой проект сделать не просто, ведь если в работе будет допущена ошибка, то результат не смогут распечатать на нашем 3D-принтере, – рассказывает Валентина Баранова, заведующая информационно-техническим отделом КЦИТР. – Кроме того, ребята должны были описать актуальность проекта, его практическую значимость, цели и задачи, чтобы выступить с защитой работы перед членами жюри.

Валентина Баранова говорит, что это направление интенсивно развивается и алтайские школьники, овладев 3D-моделированием, будут востребованы как инженеры, конструкторы.

Пока ребята представляли свои проекты на мониторах ноутбуков, два 3D-принтера начали тоненькими слоями распечатывать лучшие идеи школьников. Один принтер предоставил аграрный университет, который уже несколько лет оказывает поддержку Краевому центру информационно-технической работы в развитии цифрового прототипирования. Обслуживавший принтеры третьекурсник АГАУ Сергей Щербаков затруднился назвать самый впечатляющий проект из тех, что он видел: «Все это по-настоящему творческие работы, и то, как мыслят школьники, иногда завораживает».

Кстати, некоторых участников выставки к 3D-моделированию привела не фантазия или желание распечатать на принтере маленький пластиковый танк ко Дню Победы, а суровая производственная необходимость. Одиннадцатиклассница новоалтайской средней школы № 1 Кристина Алигасанова написала исследовательскую работу по физике под руководством своего научного руководителя Олега Журавлева. Школьница создала прибор для определения уровня хлора в водных растворах гипохлорита натрия.

– Он с высокой точностью определяет концентрацию хлора в воде, – рассказывает Кристина. – Мы поставили цель создать конструкцию, которая будет отличаться от очень дорогих приборов производства Германии и Франции, но не уступит им в качестве. И для начала решили спроектировать ее в 3D. Если бы сразу воплощали в материале, сделали бы много ошибок. Только когда ты видишь конструкцию в объеме, можно сказать, какие могут быть неудобства в ее использовании.

Смоделированную установку старшеклассница не распечатывала на принтере – такой возможности в Новоалтайске не было, а собрала в школе из подручных материалов, и в отличие от импортных аналогов она обошлась всего в полторы-две тысячи рублей. Кристина уже успела провести на ней несколько сотен экспериментов, на очереди сравнение с профессиональными приборами, находящимися в техническом университете. Школьница говорит, что технология 3D-моделирования оказалась очень полезна: «В производстве всегда делаются чертежи будущих приборов, а в двадцать первом веке их можно делать в 3D!»

Член жюри выставки «Проект года» декан инженерного факультета АГАУ Дмитрий Пирожков отмечает еще одно преимущество этой относительно новой технологии:

– Вспомним, как раньше изготавливалась деталь: брался кусок металла, все лишнее срезалось. Представляете, какой расход материала и какие трудозатраты? В случае с 3D-печатью порошок спекается лазером, из него получается прочная и надежная деталь, а отходов вообще нет. За этим будущее! Скоро, как в фантастических фильмах, машины будут создавать машины, а человек будет только управлять этим процессом. Принтер напечатает робота, а он создаст других роботов – это уже представляется вполне реальным. По крайней мере, именно так НАСА планирует осваивать Марс.

Фоторепортаж