Татьяна Билан из Шипуновской средней школы стала Заслуженным учителем России

15:00, 23 августа 2016г, Общество 1883


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

На краевой педагогической конференции губернатор Александр Карлин вручил учителю английского языка Шипуновской средней школы им. А.В. Луначарского Татьяне Билан высокую государственную награду. За заслуги в педагогической и воспитательной деятельности ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Сколько-нибудь полно перечислить достижения Татьяны Яновны невозможно: победы на профессиональных конкурсах, методические разработки, стажировки, проекты... Хотя, по собственному признанию педагога, дороже всего ей успехи учеников – в учебе, исследовательской работе и жизни после школы.

«Витамин научности»

– Указ президента о награждении вышел еще в мае. Я пришла из школы, села за компьютер, и в Интернете был такой шквал поздравлений! – вспоминает Татьяна Билан. – Было приятно, когда люди писали, что это «заслуженный заслуженный учитель».

Я не большая поклонница наград и, если честно, ощущаю неловкость. Потому что даже в нашей школе есть учителя, которые, на мой взгляд, более достойны этого звания. А так, конечно, я рада, и моя семья гордится (улыбается).

– Татьяна Яновна, награда или звание – это всегда некий промежуточный итог. А если смотреть вперед, чего вы ждете от нового учебного года?

– В последнее время я много работаю по организации и сопровождению научно-исследовательской работы школьников. А в этом году мы расширяем свои границы и выходим на межрайонный уровень. Через несколько дней у нас начнется «Школа юного исследователя» – не только для учеников, но и для учителей, которые начинают эту работу. В вузах этому тоже учат, но не каждый вовремя услышит, так что не у всех учителей есть навык организации школьных исследований. Вот азам этой работы мы и будем учить. К нам приезжают преподаватели Алтайского педуниверситета, с которым мы заключили договор, так что для ребятишек это очень статусное мероприятие.

Вообще-то, научное общество у нас в школе существует с 1999 года, и до 2012 года мы воспитали 96 победителей конкурсов разного уровня. Но после заключения договора с вузом был моментальный рывок: в один год в различных конкурсах дети завоевали 56 наград! Этот «витамин научности» дал результаты (смеется).

– Перед началом учебного года всегда много нововведений: очередные ФГОСы, профессиональные стандарты. Для вас это вызов?

– Конечно! Хоть и говорят: не дай бог жить в эпоху перемен, но эти реформы нас подстегивают. Нужно учиться, переучиваться и искать новые знания. А меня особенно радует, что российская школа опять возвращается к воспитанию. Еще Лихачев сомневался, что хорошо образованный эрудит непременно станет достойным гражданином своей страны. У нас, учителей советского поколения, это в крови: любой урок должен быть и обучающим, и воспитательным. Это то, что нельзя упускать, ведь в школе по большому счету готовится будущее.

– А не бывает у вас таких мыслей: ну что там еще придумали в нагрузку учителям?

– Знаете, я проработала много лет, и у меня есть такое преимущество: интуитивное понимание, какое новшество будет работать. Для школы сейчас делается много хорошего, даже наша сельская так сильно изменилась за последние десять лет! В 2006 году я была на стажировке в НАСА (Национальное аэрокосмическое ведомство США. – Прим. авт.) и там впервые увидела интерактивную доску. Приехала и рассказывала нашим: «Ребята, такое оборудование!» И буквально через полгода оно появилось в нашей школе!

Интересно учиться

– Как вам удается соответствовать этим постоянно меняющимся обстоятельствам профессиональной деятельности?

– Я давно вывела формулу: любовь к профессии, любовь к детям и еще к тому обществу, в котором ты живешь, – без этого нельзя. Мы ведь в любом случае работаем «по стандарту», выполняем заказ общества и государства, готовим некую «модель ученика».

– И какова она?

– Я бы сказала, достойный гражданин страны. Тут и образование, и нравственный облик, и умение общаться и терпимо относиться к другим, и всему этому надо учить.

– А сами вы у детей чему-нибудь учитесь?

– Наверное, оптимизму. Мне вообще кажется, что наша школа – оазис морального благополучия, и я никогда не жалела, что выбрала эту профессию.

– Вы не первый год горите исследовательской работой, поднимаете с учениками важные социологические и краеведческие темы. А английский язык вас еще вдохновляет?

– Я до сих пор рада, что в 1970 году выбрала именно эту специальность, мы ведь кроме всего прочего изучаем с детьми географию, социологию, историю, это такой многопрофильный предмет. Он довольно консервативный, правила грамматики не меняются, зато развиваются методики преподавания, а это всегда интересно. Наша школа одной из первых в крае начала эксперимент по раннему обучению английскому языку. Все благодаря тогдашнему директору Татьяне Анатольевне Кузнецовой, она сама преподавала английский. И когда реализация такого проекта началась в крае, мы уже имели десятилетний опыт, который оказался востребованным.

– Остается ли у вас время для каких-то увлечений, кроме школы?

– Вы правы, школа – это и моя работа, и мое увлечение, моя жизнь. Но у меня есть и семья, и любимые занятия. Вот в этом году в школе прошла выставка, на которую я принесла свои вышивки. Наши удивились: «Вы еще и вышиваете?» (Смеется.) Когда нужно обдумать предстоящее мероприятие, сажусь и вышиваю. В основном цветы, потому что очень их люблю. Наш дом ведь на земле, и были времена, когда я по 140 сортов георгинов высаживала! Почти весь участок был в цветах. Сейчас, конечно, этот пыл прошел, много времени уходит на другие дела.

– Что же дает вам силы?

– Просто интерес к жизни. Интересно учиться. Учу и сама учусь, и так всю жизнь.

Фоторепортаж