Точки роста: чистый продукт, глубокая переработка

14:04, 14 октября 2019г, Экономика 7055


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Для предприятий «пищевки» в Алтайском крае главным является не произвести, а реализовать свою продукцию. Об этом говорил на стратегической сессии «Приоритеты развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2035 года» начальник краевого управления по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Большаков.

Он отметил, что, поскольку «наша продукция является уникальной, экологически чистой, а значит, безопасной, она отвечает тем показателям качества, которого требуют реалии рынка. Именно поэтому вопрос экспорта остается главной точкой роста». Вторым важным путем развития он назвал увеличение доли глубокой переработки продукции АПК.

В Москву и далее

Сегодня предприятия Алтайского края экспортируют свою продукцию в 23 страны, в числе которых страны ЕС, Канада, Китай и США. По итогам 2018 года объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из региона составил 198,4 миллиона долларов, что на 6,7% выше уровня предыдущего года.

Однако найти покупателя даже за пределами края в условиях под завязку заполненного разнообразными пищевыми продуктами рынка и жесткой конкуренции – дело совсем не простое. И здесь одним, как говорится, повезло больше, другим – меньше. Так, для единственного за Уралом завода по производству сахара, расположенного в селе Черемном Павловского района, и прошлый, и нынешний годы по объемам выпускаемой продукции можно назвать рекордными. По словам директора этого предприятия Александра Фадеева, в прошлом году они произвели 138 тысяч тонн сахара, в нынешнем году эта цифра, вероятно, увеличится до 160 тысяч тонн. При этом весь сладкий продукт реализуется тоже за Уралом, в азиатской части России. Один завод на огромный регион – дело понятное.

Совсем другое дело, скажем, с нашим брендовым продуктом – сыром. В прошлом году наш регион сохранил первое место в России по производству сыров, в нынешнем году сыра и сырных продуктов у нас было произведено с января по сентябрь 64 тысячи тонн (на 1,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Но сами мы нашего сыра едим не много. Так,  по словам руководителя Новоалтайского маслосырзавода Ивана Газукина, в крае остается порядка 5% производимого на этом предприятии сыра, остальной продукт уезжает в разные регионы страны – Новосибирскую область, Красноярский край, Москву, где за него готовы заплатить подороже, особенно в Москве. В скором времени, отвечая на запрос столицы,  в Новоалтайске займутся производством сыра на базе овечьего и козьего молока. Такой сыр будет явно недешевым и вряд ли будет пользоваться большим спросом в нашем регионе.

Но, кроме того, и всю остальную переработанную в крае сельхозпродукцию попросту невозможно реализовать на месте, и порядка 70 процентов ее отгружают за пределы региона. Причиной тому и уровень покупательной способности жителей, и попросту чересчур малое их количество для потребления таких объемов продовольствия. А ведь согласно стратегии социально-экономического развития индекс производства пищевых продуктов с 2018 года к 2024-му должен вырасти в 1,2 раза, а к 2035 году – в 2,3 раза.

Просчитав возможности

Реализация таких объемов продукции, коль они будут произведены, доставит немало хлопот их производителям. Как этот вопрос решать, нужно думать уже сегодня. Один из предлагаемых способов – поднять наш товар на новый уровень с помощью глубокой переработки сырья. Скажем,  в хлебопекарной отрасли одной из точек роста может стать увеличение производства хлебобулочных изделий длительного хранения, в том числе замороженных полуфабрикатов, производство которых определяет развитие и совершенствование новых интенсивных технологий производства замороженного теста и полуфабрикатов высокой степени готовности.

В кондитерской отрасли, где в январе – августе наблюдался заметный спад, что связано с разного рода объективными причинами, точками развития должно стать введение в пищевую продукцию новых ингредиентов, которые способствуют снижению уровня сахара, соли и жиров, при этом не ухудшая ее вкусовых характеристик. Например, натуральный ароматизатор на основе сахарной свеклы. Он выполняет задачу «подслащивания» продукта за счет аромата, что позволяет значительно сократить количество сахара в рецептуре. Популярными сегодня становятся и продукты to go – снеки, выпечка с порциями в индивидуальной упаковке, которая должна быть броской, яркой, удобной и функциональной.

– В развитых странах мира глубокая переработка присутствует повсеместно, – отмечает Александр Большаков. – В России это направление также сейчас развивается, и отставать в этой сфере никак нельзя. Нужно пытаться находить те ниши, которые способны занять именно наши предприятия.

Однако сегодня существующие рынки пищевой продукции заняты ведущими мировыми производителями, специализирующимися на глубокой переработке, а осуществление проектов по ее внедрению стоит немалых денег и вкладывать их, не просчитав возможности дальнейшей реализации продукции, было бы безрассудно. Поэтому еще до создания таких предприятий нужно искать потенциальных покупателей, готовых в будущем приобретать производимый ими товар. Тогда люди, определившиеся с путями его реализации, смогут при создании таких предприятий рассчитывать не только на свои возможности, но и на господдержку.

Подводя итоги работы стратегической сессии «Приоритеты развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2035 года», ее участники сошлись во мнении, что в Алтайском крае следует уделить внимание развитию глубокой переработки зерновых, масличных культур, мясного сырья, которое позволило бы организовать безотходное производство. Дело сложное и многотрудное, но кто говорил, что будет легко?

Справка

В общем объеме промышленного производства края продукция пищевой и перерабатывающей промышленности занимает около 30%. Начиная с 2009 года пищевая индустрия края вышла на уровень производства советского периода, а к настоящему времени опережает его в 1,5 раза.

Фоторепортаж