Трамвай «пятёрочка»? Везёт!

09:00, 28 мая 2015г, Общество 1585


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Два дня в барнаульском трамвайном депо № 3 проходил конкурс профессионального мастерства среди водителей, в котором приняло участие рекордное количество вагоновожатых – 47.

Принять вагон за пять минут

В первый день они демонстрировали теоретические и практические знания по устройству трамвая, правилам технической эксплуатации, основам безопасности движения, мастерству культуры обслуживания пассажиров, решали тесты по ПДД. Начальник группы технического обучения муниципального предприятия «Горэлектротранс» Светлана Вайс рассказывает:

– В конкурсе по культуре обслуживания пятёрки получили 12 человек из почти пяти десятков, по правилам дорожного движения – 15 отличников, по приёмке подвижного состава всего четверо. Это самое сложное. Перед выездом на линию необходимо взять полный набор документов, провести наружный и внутренний осмотр вагонов, проверить работоспособность всех узлов и агрегатов. И всё это за пять минут и без ошибок. Пропустил мелочь в виде наклейки «вход» и «выход» – и получаешь 10 баллов штрафных. Что касается теории – знания механического, электрического оборудования и трудового законодательства, то в этой номинации твердую пятёрку получила одна вагоновожатая. И ещё один – пять с минусом.

Коварная линия «стоп»

21 мая состоялся второй этап соревнований, на котором участники демонстрировали навыки профессионального управления трамваем.

Трасса довольно сложная, включает в себя перевод стрелок, остановку с правильным её объявлением, ограничение скорости до пяти километров, разгон от 15 до 40 км с экстренным торможением, финиш точно на средней белой линии. На каждом участке свои судьи с секундомерами, а в салоне свои: следят за действиями водителя, отмечают промахи. На старте застаём вагон № 43 под управлением Никиты Курятникова, в который успеваем вскочить до взмаха флажком. Внутри трое судей. Интересуемся, какие ошибки чаще всего допускают водители?

– Когда водитель выходит из трамвая, чтобы перевести стрелки, и возвращается обратно, он должен держаться за поручни. Этого требует техника безопасности, о чём некоторые забывают. Три человека вышли, не выключив управление, что является грубейшим нарушением. Забывают объявить остановку и сообщить следующую, – перечисляет Галина Янкина, ведущий инженер предприятия по охране труда. Она отслеживает выполнение требований безопасности водителем во время движения трамвая.

Никита Курятников дистанцию прошёл за 4 минуты 25 секунд. Результат средний, но получил 150 штрафных баллов, так как остановился на линии «стоп», недотянув до средней белой черты, и забыл объявить остановку. За лишнее время в пути штрафы небольшие, а вот если нарушил что-то на дистанции, накажут по полной программе. Последним в этот день финишировал Макар Мурзинцев, колоритный парень со светлой бородкой, которому по жеребьёвке выпал № 47. Он только в этом году окончил курсы водителей трамвая. Его время – 5 минут 22 секунды.

В ожидании подведения итогов соревнований водители в ярких оранжевых жилетах собрались возле диспетчерской. Некоторые старались проанализировать свои ошибки. Владимир Валеев признался, что хоть и работает в депо 20 лет,  участие в конкурсе принял впервые. «Я считал,  что всё сделал правильно, а оказывается, ошибся, применив экстренное торможение. Просто пережал педаль тормоза». А вот Сергей Кравченко не новичок в таких состязаниях, шестой раз доказывает своё мастерство, несколько раз побеждал. В 2011 году занял первое место в Новосибирске, участвовал в двух всероссийских конкурсах, но и он в конце дня переволновался и немного не доехал до финиша. «Трасса сложная, при её прохождении надо учитывать много тонкостей. Специально месяц готовился к этим соревнованиям, но ошибки избежать не удалось».

Вагоновожатые Наталья Андриянова и Ирина Дудина – подружки, вместе учились на курсах водителей трамвая и уже по десять лет отработали в одном депо. Причём у Натальи здесь трудятся муж и сестра, а у Ирины раньше работала тётя. Обе говорят, что занимаются любимым делом и им совсем не трудно вставать в половине четвёртого утра, чтобы успеть выехать в первую смену, или возвращаться со второй далеко за полночь.

– У нас интересная, загадочная и ответственная работа, – говорит Ирина Дудина. – Утром едешь и видишь, как город просыпается, а вечером – как засыпает. Люблю выходить на смену в праздники: улицы в разноцветных огоньках, нередко на маршруте вижу салюты. Когда два дня выходных, даже скучаю, хочется поскорее выйти на работу. Сын часто просит взять его с собой в трамвайный парк, где выстраиваются вереницы вагонов. Ему здесь очень нравится, изучил все уголки.

-У нас многие семьями работают. Это раньше водителю трамвая зимой приходилось управлять им чуть ли не в шубе и валенках, а теперь в кабине тепло и комфортно, – подхватывает разговор Наталья Андриянова. – Пассажиры стали более воспитанными, особенно когда в салонах появились видеокамеры. Если какая-то машина застревает на линии, мешая проезду трамвая, мужчины охотно выходят и выталкивают её. Два раза просить не приходится.

«Сгорел» на работе

Все ждали не только подведения итогов, но и обещанного шоу. В конце дня на территории депо № 3 впервые прошли показательные учения по эвакуации пассажиров из «горящего» трамвая. И вот всех пригласили на площадку, по которой двигался синий вагон.

Услышав звон разбитого стекла, рассыпавшегося на мелкие осколки, зрители сначала невольно вздрогнули, а потом захлопали в ладоши. Водителю трамвая Максиму Раевскому удалось с одного удара выбить огнетушителем большое стекло в салоне, а за ним – второе, чтобы обеспечить эвакуацию пассажиров в «загоревшемся вагоне». По условиям учения его двери заклинило. Но водитель действовал правильно. Почувствовав дым, отключил трамвай от электричества и принял меры к спасению людей.

На глазах участников состязаний, специалистов барнаульского предприятия «Горэлектротранс» и многочисленных журналистов был разыгран целый спектакль. Проезжающий мимо трамвай вдруг загорелся. Первой панику подняла женщина на задней площадке, стала метаться, звать на помощь. Молодая пара на переднем сиденье, увлечённая друг другом, не сразу обратила на это внимание. Когда первое окно было разбито, в него моментально выпрыгнул парень в очках и белой рубашке с галстуком (по виду «ботаник»), который мягко приземлился кроссовками на кучу битого стекла. Оно, как и в автомобилях, закалённое, поэтому рассыпалось на мелкие кубики без острых краёв.

Следом к окну бросились другие пассажиры, мужчины выпрыгивали сами, женщинам помогали спуститься водитель и кондуктор. Больше всех в салоне кричала и охала сухонькая сгорбленная старушка в толстых очках с клюкой и большой сумкой. Её пришлось снимать на руках втроём. Очутившись на земле, бабуля так и не разогнулась, продолжая причитать, и её понесли в другой вагон оказывать медицинскую помощь. Туда же направились и другие «пострадавшие». В последний момент хватились, что не видно девушки, которая ехала на последнем сиденье. Её тут же бросились искать в задымлённом вагоне и вынесли через окно. На битом стекле осталась лежать толстая книга с раскрытыми страницами.

Действия в импровизированном спектакле развивались стремительно. Опустевший вагон тут же подхватил на сцепку подошедший следом трамвай и отбуксировал его в тупик. Им займётся ремонтная бригада. Роль бабули виртуозно сыграла водитель трамвая Оксана Фомина.

Руководитель «Горэлектротранса» Александр Семыкин подводит итог двух соревновательных дней:

– Конкурс среди водителей трамваев мы проводим в 16 раз начиная с 1999 года. Отмечаем, что растет не только уровень их знаний, профессионализм, но и массовость соревнований. Желающих проверить свои силы с каждым годом становится всё больше. Ограничений по стажу нет, поэтому в конкурсе принимают участие даже те, кто самостоятельно проработал всего два дня. Иногда они побеждают. А вот подобные показательные учения мы провели впервые. Не секрет, что техника стареет, некоторым нашим вагонам по тридцать лет, в пути могут произойти поломки или другие неприятности, которые потребуют эвакуации пассажиров. В прошлом году, например, у нас произошло два возгорания вагонов. Поэтому мы наглядно показали всем водителям, как надо действовать в подобной ситуации.

Итоги конкурса вагоновожатых

По сумме баллов двух этапов конкурса в общем зачёте победил Алексей Семёнов из депо № 1 (третий класс). Второе место разделили опытная Марина Сысоева и Роман Сапрыкин, который работает чуть больше года. Третье место присудили Евгении Вертлюгиной и двум Надеждам – Манаковой и Крохолевой.

Кроме того, награждены лучшие в каждой из пяти номинаций. Отличные теоретические знания показала Алла Васильева. Правила дорожного движения лучше всех знает Сергей Гавриленко, который на компьютере за минуту с небольшим без ошибок ответил на 20 вопросов. Четкое и правильное выполнение требований по культуре обслуживания продемонстрировала Евгения Липунова. В приёмке вагона отличился Владимир Мороз, высокие практические навыки вождения показал Андрей Безматерных.

Фоторепортаж