Украинский хореограф Марина Лымарь: «Мне и самой любопытно, что у нас получится»

17:00, 19 января 2017г, Культура 3882


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Украинский педагог-хореограф, перформер Марина Лымарь провела в Барнауле серию семинаров.

О танцах и не только

«Жило-было Ничего, не боялось Ни-че-го…» – декламируя забавное стихотворение, выбегают после занятий юные танцоры театра-студии современного танца «Хампти-Дампти». Занятия Лымарь давно раздвинули границы танца и превратились в своеобразную философию. Хореограф шокирует родителей заявлением:

– Мне все равно, какими они вырастут танцовщиками, станут ли артистами или нет. Самое главное – они вырастут счастливыми людьми!

На ее занятиях дети учатся рассказывать стихи и скороговорки языком тела. Казалось бы, какое все это имеет отношение к танцу? Педагог и не скрывает: это физический театр, танец лишь его часть. И если для наших ребятишек это новая, непривычная форма работы, то в днепропетровском коллективе «Другие танцы», художественным руководителем и идейным вдохновителем которого является Марина Лымарь, это давно уже вошло в привычку.

– Я никогда и ничего не предлагаю сама, например: «Давайте поставим этот номер!» Речь идет о творческих лабораториях. Мы много импровизируем и фантазируем. Из этого складываются небольшие этюды и зарисовки, а моя задача как режиссера потом собрать их в одну картину. Это очень интересно, это и есть наш «движ», – рассказывает она.

На ее занятиях не увидишь танцев в классическом понимании этого слова. Дети то учатся правильно дышать и расслабляться, то ищут импульсы, которые бы помогли их телу двигаться наиболее эффективно, то задумываются о собственном весе – как правильно его использовать в танце. Марина поясняет, что «они не должны быть «буратинками», у которых по роли два шага влево, потом два вправо». Главное – открыться и выразить свои ощущения через физику тела.

От польки к перфомансу

Спрашиваю у педагога, как она пришла к такому направлению: 

– Долго занималась классическим танцем, потом с детьми занималась эстрадным. Но в начале 90-х годов волею судеб попала во Францию, где на фестивале увидела перфомансы и постановки, которые вообще выпадали из парадигмы постсоветского искусства. У меня был культурный шок, но тогда я поняла, что больше никакими тарантеллами и польками заниматься не буду. И так вышло, что у меня получилось учиться этому всему именно во Франции.

Вначале ее увлекли джазовые направления танца, постепенно Марина пришла к техникам, направленным на изучение собственного тела, и контактной импровизации. Стало приходить понимание, что движение – совершенно не то, что она представляла раньше. Театр предполагает работу с текстом и звуком, голос тоже часть нашего тела.

– Мне показалось, что с детьми это очень хорошо сработает. Потому что им мало просто двигаться, танцевать. Они хотят говорить. А школа им не дает много говорить. Я увидела, что им очень интересно, когда движение сопрягается с текстом и звуком, и постепенно привела детей, а прежде всего, наверное, их родителей к формату творческой лаборатории. Тогда удается сохранить свободу ребенка, потому что он всегда телесный импровизатор, – говорит Марина Лымарь.

Оценки

Она является противником конкурсов в современном искусстве. Именно поэтому в последнее время отказывается выступать в качестве 
жюри:

– Оценивать детей противоречит моим жизненным принципам. Потому что настоящие ценности – живость, честность и «настоящесть». Все остальное – погоня за формой. В коллективе «Хампти-Дампти» есть такой же подход. Поэтому я дала согласие на участие в этих семинарах. Я надеюсь, что в итоге нам с Натальей Зотовой удастся начать движение в сторону того, чтобы слово «конкурс» постепенно уходило. Пусть остаются фестивали – дети выступают, смотрят, учатся друг у друга, но не соревнуются. В мировой практике фестивали-конкурсы остались только в классическом балете и различных музыкальных направлениях. Там можно оценить технику, что-то еще. Ну как можно оценить современный театр танца?

Марина, по ее признанию, счастлива тем, что много ездит и потребность в ее занятиях имеется:

– Мне нравится, что я много могу отдать, и делаю это с удовольствием. Очень хочу, чтобы это длилось как можно дольше. Как перформеру, мне важно делать какие-то новые работы. На сегодняшний момент у нас было много перфомансов формата «неспектакль». С командой единомышленников мы танцевали в трамваях, на улице, в заброшенном здании… и это для меня очень интересно.

– Какого результата ждете от Барнаула?

– Еще Аристотель сказал, что процесс равен результату. Для меня это справедливо. Поработав с этими ребятишками несколько дней, могу сказать, что уже сейчас можно вывести какой-то формат – спектакль или творческую лабораторию. Но ведь при этом важна степень вовлеченности и чтобы этот самый процесс не превратился в рутину. Конечно, мне и самой любопытно структурировать все то, что у нас получилось. При этом дети останутся Сашами, Пашами, Тимофеями, то есть самими собой, и будут говорить о том, что их волнует. Да, еще до начала занятий мне рассказали об ожиданиях родителей увидеть результат в какой-то конкретной форме. Но когда я приезжаю куда-то, моя самая главная цель – отдать максимум именно детям, с которыми я работаю. А вот что думают при этом их родители, откровенно говоря, их вопрос.

Справка
Марина Лымарь – украинский педагог, балетмейстер, перформер. Принимала участие более чем в 60 международных стажировках, стипендиальных программах, творческих резиденциях и воркшопах в качестве перформера и педагога. Участник международной программы по театральной светорежиссуре Мoving Academy of Performing Arts (Нидерланды), профессиональных стажировок в сфере арт-менеджмента и фандрайзинга. С 2000 по 2008 год – арт-директор и копродюсер Международного фестиваля «Свободный танец», в программе которого выступили более 50 профессиональных танцевальных компаний из 12 стран мира.

Фоторепортаж