В Барнауле открылась выставка старинных икон

18:43, 03 сентября 2022г, Культура 971


В Барнауле открылась выставка старинных икон Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В Художественном музее открылась выставка «В земле Российской просиявшие», посвященная многовековой истории русской святости.

В экспозицию вошло 25 икон XVII – начала ХХ века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

Хрупкие предметы

В конце прошлой недели иконы доставили из Москвы в Барнаул под охраной специальным транспортом с пневмоподвеской и климат-контролем, обернутыми во много слоев упаковочного материала и особую реставрационную бумагу. Прибыл в столицу края и реставратор Музея Рублёва, который на месте осуществлял последние приготовления. «Икона – предмет достаточно хрупкий, живой. Древесина реагирует на влажность и перепады температур. Поэтому нужно было подготовить их так, чтобы они пережили и транспортировку, и экспонирование и вернулись без ущерба», – объяснила журналистам Оксана Смирнова, главный хранитель Музея Рублёва.

В это время в зале ГХМАК уже были готовы эффектные темные фальшстены с откосами, выполняющие и эстетические, и защитные функции: все внимание зрителей в таком интерьере фокусируется на мерцающих золотом образах, при этом подойти к ним близко и дотронуться не получится. Куратор проекта Светлана Кирьянова пошутила: «В этот раз мы привезли не только экспонаты, но и свои стены – именно в такой концепции существует экспозиция нашего музея в Москве, так что вы можете увидеть, как это выглядит».

Музей Рублёва привозит свою выставку уже во второй раз, предыдущий проект в 2014 году был посвящен образам Богоматери. Сотрудничество оказалось таким удачным, что, по словам барнаульского куратора проекта, старшего научного сотрудника ГХМАК Евгении Школиной, когда наш музей думал, какую выставку подарить к 85-летию региона, первым выбором был именно Музей Рублёва.

От истоков

– Экспонатов всего 25. Но эти русские святые прославили своим духовным подвигом Муромские земли, Вологодские, Поволжье, Урал, Сибирь, – перечисляет Евгения Школина. – Любой посетитель, который в течение двух месяцев придет на выставку, сможет ощутить огромную сакральную географию, которую представляют эти русские люди, жившие в разные времена, но говорившие на нашем с вами языке.

Концепцию проекта придумали в Москве.

– Безусловно, мы были ограничены размерами зала, выставка получилась камерная, но экспонаты выбирались тщательно, – говорит Оксана Смирнова. – По сути, каждая икона – как жемчужина, по-своему уникальна. Здесь есть житийные иконы, в составе которых редкие клейма. Много подписных и датированных образов, написанных в самых разных землях нашей необъятной Родины. Изображения святых, имена которых на слуху у каждого, и тех, с которыми посетители встретятся впервые. Нам очень нравится это название – «В земле Российской просиявшие». Мы говорим о людях, живших на нашей земле и озаривших светом своей веры все вокруг, и спустя столетия этот свет все еще пребывает с нами.

Тем, кто пришел на торжественное открытие, посчастливилось побывать и на кураторской экскурсии Светланы Кирьяновой, которая рассказала о самых важных иконах подробнее. Историю русской святости музей решил начать с истоков нашего монашества – Киево-Печерской лавры, существовавшей с XI века: «Здесь мы видим две группы святых, которые расположены за главными личностями для Киево-Печерской обители: святым Антонием Печерским – первоначальником русского монашества – и Феодосием. В центре трое святых, которые не имеют к киевским пещерам прямого отношения, но это тот корень, из которого растет русская святость: князь Владимир – креститель Руси – и его младшие сыновья Борис и Глеб, которые первыми были причислены к лику святых на русской земле».

Одной из самых древних на выставке является большая житийная икона преподобного Сергия Радонежского XVII века.

– В среднике располагается святой или праздник, которому она посвящена, а дальше в клеймах рассказываются истории из его жития. Читаются они, как книга, слева направо и начинаются с рождения святого, но заканчиваются не смертью, а многочисленными посмертными чудесами, – напомнила Светлана Кирьянова. – Здесь 30 клейм, и среди них есть распространенные, как явление Богоматери Сергию Радонежскому или чудесное обретение им грамотности, так и редкие, например явление Сергиевой обители донским казакам.

Не последний проект

Привез московский музей и иконы сибирских святых, среди них – самое раннее известное изображение первого сибирского святого – мученика Василия Мангазейского, уникальный подписной образ 1782 года, созданный в Великом Устюге. Завершают экспозицию два произведения художника Виктора Васнецова, известного широкому зрителю как иллюстратор сказаний. Одно из них – собственноручный эскиз к иконе, которая сейчас находится в Музее истории религии в Петербурге.

«Действительно, важно, когда святыня прибывает во град. Благословением святых стоят города. Нам сейчас как никогда требуется погружение в святость, потому что искушения, соблазны этого века делают людей бесчувственными и это угрожает нашему обществу, нашему духу, нашей культуре», – отметил на открытии выставки митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.

А министр культуры края Елена Безрукова, при содействии которой состоялся проект, сказала:

– Мне кажется, каждый из присутствующих преисполнен трепета и восторга перед тем, что сегодня здесь происходит. Да, работ всего лишь 25, но мы понимаем, что человек иногда годы и десятилетия поклоняется одной иконе, а вокруг жития одного святого пишутся целые труды. В этом зале можно провести немало дней, наблюдая за каждой из работ.

Сотрудники обоих музеев выражали надежду, что эта совместная выставка – не последняя и что в следующий раз москвичи смогут привезти сюда гораздо больше своих произведений и показать их уже в новом здании ГХМАК на площади Октября.

Фоторепортаж