В Барнауле открылась выставка удивительного художника, посвятившего свое творчество Алтаю

19:00, 21 января 2021г, Культура 1173


В Барнауле открылась выставка удивительного художника, посвятившего свое творчество Алтаю Фото №1
В Барнауле открылась выставка удивительного художника, посвятившего свое творчество Алтаю Фото №2
В Барнауле открылась выставка удивительного художника, посвятившего свое творчество Алтаю Миниатюра №3
В Барнауле открылась выставка удивительного художника, посвятившего свое творчество Алтаю Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В Художественном музее открылась выставка, посвященная 115-летию графика Павла Басманова, которая представляет его не только как удивительного художника, посвятившего свое творчество Алтаю, но и как коллекционера.

Бескрайняя степь

Басманов родился в 1906 году в зажиточной крестьянской семье. Взрослел на Алтае – окончил церковно-приходскую школу, потом мужскую гимназию в Барнауле, занимался в губернских художественных мастерских. Его учителями были первые профессиональные художники Алтая Михаил Курзин и Андрей Никулин. Последний и посоветовал получить классическое образование, и в 1922 году в возрасте 16 лет Басманов уехал в Петроград, где учился в художественно-промышленном техникуме.

Вначале он был увлечен эстетикой «Мира искусства», но с 1930-х годов начал заниматься живописью под руководством художника Владимира Стерлигова, ученика Казимира Малевича, и через него воспринял теорию великого авангардиста. Глядя на семь его небольших по формату акварелей, вошедших в нынешнюю музейную экспозицию, сложно поверить, что творил Басманов ровно в те годы, когда изобразительное искусство было буквально обязано прославлять трудовые подвиги советского народа, а всякая инаковость могла очень дорого обойтись художнику. И в 1930-е Павлу Ивановичу не удалось избежать обвинений в формализме и даже преследования.

– Мне кажется, творчество Басманова должно быть очень понятно современному зрителю: он говорит о гармонии человека и природы, – считает куратор выставки, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела музея Оксана Сидорова. – Живя в Ленинграде, где кругом дворцы, памятники, набережные, где в каждом камне – история, он всю жизнь писал свою родину, и у многих это вызывало недоумение. А на его листах именно Алтай. Вы всегда увидите на них вертикаль – это празднично одетые женские фигуры, материнский образ. Кое-где есть диагональ и обязательно горизонталь – бескрайняя алтайская степь. И всегда красивое весеннее или летнее состояние.

Часть собрания

В коллекции нашего музея три десятка работ Басманова. Представленные на выставке относятся к двум циклам – более ранним «Прогулкам» и серии 1950-х годов, условно называемой «Разговоры», в которой женские образы в национальных костюмах становятся более детализированными и эмоционально выразительными.

Оксана Сидорова рассказывает, что художник при жизни не был широко известен среди зрителей, но профессионалы, интересовавшиеся графикой, его прекрасно знали. Недаром в одной из книг, посвященной истории рисунка, его поместили рядом с Пикассо и другими выдающимися рисовальщиками.

Российские музеи стали покупать произведения Павла Басманова в 1980-е годы после персональной выставки в Пушкинском музее, но в ГХМАК первые его работы прибыли еще в 1979-м. Их привезла искусствовед Лариса Снитко, которая разрабатывала тему первых художников Алтая и так вышла на Басманова. В музее говорят, графику было важно, что его работы теперь будут храниться на родине. Знаком особого доверия было то, что Павел Иванович решил поделиться с барнаульским музеем частью своего великолепного собрания русской графики середины ХХ столетия, и сегодня эти произведения экспонируются в зале ГХМАК.

– Я с огромным удовольствием оформляла эти работы специально к выставке, – говорит искусствовед. – Все художники разные, со своей пластической системой. Вот, например, автолитографии Бориса Ермолаева на тему Пушкинского заповедника. Он начинал как живописец, и в графике у него тоже проявляются эти живописные поиски. Посмотрите, какая богатая растяжка черного цвета: от светло-серого до глубокого угольного. А вот – Дмитрий Митрохин и его тонкий изысканный офорт, когда кажется, что игла художника едва касается металла. Здесь – Константин Рудаков и его иллюстрация к Мопассану. Видите, как художник полностью заполняет пространство листа штриховкой? А вот эта танцующая пара – работа Елизаветы Кругликовой, одного из мастеров силуэта, созданная в Париже в 1906 году. По сути, рождественская открытка, отправленная родителям в Петербург…

Большие планы

Помимо перечисленных сейчас в музее можно увидеть работы Георгия Верейского, Леонида Хижинского, Елены Поленовой, Владимира Конашевича, Павла Кузнецова, Алексея Пахомова, Юрия Васнецова, Николая Тырсы и других выдающихся художников ХХ века. Почти всю экспозицию удалось оформить в дорогущие, практически невидимые антибликовые стёкла, так что зрителям не нужно искать специальный ракурс, чтобы наслаждаться этими тонкостями. Оксана Сидорова не скрывает: многие из представленных работ мы обязательно увидим в постоянной экспозиции в новом здании.

– Графика будет расположена в коридорах – не потому, что в залах ей не нашлось места, а потому, что там темно. В отличие от живописи бумага очень быстро выгорает на солнце, – объясняет искусствовед. – Помимо этой постоянной экспозиции у нас будет отдельный зал для сменных выставок графики, а в подвале – кабинет графики. Там мы поставим офортный станок, который даст возможность проводить мастер-классы и печатать с пластика и линолеума.

А пока в ожидании нового здания можно увидеть часть этих музейных сокровищ – выставка к 115-летию Павла Басманова будет работать до 14 февраля.

Фоторепортаж