В Москве нас слышат

11:15, 21 апреля 2015г, Общество 1395


В Москве нас слышат Фото №1

Заместитель председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в АКЗС Стелла Штань рассказала о том, как будет меняться законодательство о местном самоуправлении в ближайшее время.

– Стелла Ивановна, вы недавно вернулись со слушаний по вопросам законодательства о местном самоуправлении в Госдуме. По какому пути будет двигаться реформа?

– В мае исполнится год принятия ключевых поправок в наш базовый, 131 закон о местном самоуправлении. Это изменения, касающиеся перераспределения полномочий поселений, изменения системы управления муниципалитетами. Часть вопросов отрегулированы на федеральном уровне, часть отданы на откуп субъектам Федерации. Так,  введение в крае новых способов замещения должности главы и формирования представительных органов МСУ, чему посвящены два новых краевых закона, – результат этой работы.

Вообще, основное направление реформы местного самоуправления – дать регионам больше полномочий для регулирования вопросов в области МСУ. Именно об этом и говорилось на парламентских слушаниях.

Перед нами выступил председатель думского Комитета по федеративному устройству Виктор Кидяев. Он рассказал, что введен институт перераспределения полномочий как между региональной и муниципальной властями, так и внутри муниципалитета по уровням. Очевидно, что этот закон нуждается в дальнейшем совершенствовании. В первую очередь перераспределение полномочий должно вестись единообразно и на основании регионального закона. Эту возможность должен нам обеспечить федеральный законодатель.

В рекомендациях слушаний мы закрепили, что нужно вернуться к вопросу необходимого и достаточного перечня вопросов местного значения сельских поселений. Анализ складывающейся практики правоприменения показывает, что значительное число субъектов РФ вновь наделили сельские поселения целым рядом изъятых у них вопросов местного значения. Среди этого ряда следует прежде всего отметить такие вопросы, как организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом; организация ритуальных мест и содержание мест захоронения; создание условий для массового отдыха; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К этому перечню можно добавить и утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Требует обсуждения и вопрос о некотором расширении перечня вопросов местного значения сельского поселения, установленных 131-ФЗ, за счет упомянутых выше вопросов местного значения. Сейчас считается, что если сельские поселения не могут исполнять весь перечень вопросов местного значения в связи с отсутствием инфраструктуры и кадров, это может являться основанием для преобразования сельского поселения путем его объединения с другим сельским поселением. Однако сельское поселение, которое при наличии необходимых источников финансирования может решать установленные федеральным законом вопросы местного значения на достаточном качественном уровне (не ниже, чем в среднем по субъекту), имеет право на самостоятельное существование и развитие и не должно подвергаться дальнейшим преобразованиям.

– Какие еще вопросы требуют проработки?

– Процесс оптимизации территориальной организации местного самоуправления – как в правовом, так и в практическом плане – выявляет известную недостаточность законодательного регулирования этой сферы. Это актуально и для Алтайского края. Краевое Законодательное Собрание неоднократно обращалось с предложением о принятии Федерального закона «Об общих принципах административно-территориального деления в РФ». Участники парламентских слушаний эту инициативу всецело поддержали. Необходимо, чтобы в законе были определены правовое содержание понятия «населенный пункт» как родового и его виды (город, поселок, сельский населенный пункт), критерии отнесения к ним, понятия административно-территориальных единиц и административно-территориального устройства в субъекте РФ.

Алтайский край неоднократно выступал с предложением правового регулирования института сельских старост. Обычно старосты избираются в селах, где нет поселковой администрации, для регионов с большим количеством поселений это очень актуально. Один из основных вопросов при введении такого закона – финансирование. Сейчас готовится отдельная, пятая глава в федеральный закон с положениями, закрепляющими статус старост. Надеемся, там будет отражен и волнующий нас вопрос.

На прошедшей сессии АКЗС депутаты приняли закон о стратегическом планировании в Алтайском крае. Это явилось логичным продолжением работы по реализации аналогичного федерального закона. Теперь на очереди муниципалитеты. Качественные стратегии сегодня – это залог развития муниципалитета в перспективе. Необходимо скоординировать федеральное законодательство об МСУ, чтобы дать субъектам и муниципалитетам полномочия по созданию таких стратегий. Кроме того, нам необходим закон о муниципально-частном партнерстве. Чтобы закрепить эту позицию на уровне субъекта, нужна политическая воля Федерации.

– Каких еще изменений ждать органам местного самоуправления?

– На парламентских слушаниях представитель Минфина сообщил очень важную новость: при определении размера финансовой помощи на сбалансированность бюджетов не будут учитываться доходы от бизнеса. Это необходимо, чтобы муниципалитеты не боялись поддерживать предпринимателей, ведь именно эта работа по большому счету является залогом развития.

Была высказана точка зрения, что пора возвратиться к институту местных сборов, или самообложению. На федеральном уровне готовятся поправки, позволяющие решать этот вопрос не на референдуме, а решением местного представительного органа. Это существенно расширит возможности использования механизма самообложения и, кроме того, при необходимости позволит возлагать такие обязанности только на часть поселения, например, на конкретную улицу. Отмечу, что эта идея уже давно отстаивается Алтайским краем.

Кроме того, представитель Минюста вышел с предложением корректировать административную ответственность должностных лиц. Когда у поселения нет соответствующей финансовой возможности, надзорная организация должна установить сроки исполнения, а не сразу штрафовать.

В целом мы поняли, что нас слышат. В ходе слушаний было высказано серьезное замечание относительно правоприменительной практики. После принятия Федерального закона 
№ 136, дополнившего главный закон о местном самоуправлении, не были оперативно внесены изменения в отраслевые федеральные законы. Нуждается в совершенствовании институт перераспределения полномочий. На наши замечания поступила реакция – уже в апреле часть поправок в федеральные отраслевые законы и кодексы будет принята.

В свою очередь мы и дальше будем активно работать с муниципальным сообществом. Наше объединение глав городов и районов – одно из самых активных и результативных в стране, и предложения, выработанные в Алтайском крае, в том или ином виде чаще всего входят в федеральные законы. Хотелось бы в честь Дня местного самоуправления пожелать коллегам дальнейших профессиональных успехов, интересных задач, бодрости, здоровья и оптимизма!

Ольга ВАСЬКО

 
Фоторепортаж