В Рубцовске особенных детей учат общаться с помощью карточек

19:15, 02 августа 2023г, Общество 810


Фото: Людмила Маковецкая
Фото: Людмила Маковецкая

Проект «Я понимаю тебя!» рубцовской общественной организации «Лучик» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Он направлен на то, чтобы обучить неговорящих детей с ментальными нарушениями общаться с окружающими с помощью карточек.

– Идея возникла после стажировки в центре «Дорогою добра» в Кирове. Мы смотрели, как работают коллеги, какие технологии применяют, и видели отличные результаты, – рассказывает педагог проекта Ульяна Черноусова. – Возникло ощущение, что упускаем что-то главное. И затем мы поняли, что все дети, с разными диаг­нозами, хорошо общаются. Нас осенило: альтернативная коммуникация – то, с чего нужно начинать.

Вернувшись в город, рубцовчане написали проект «Я понимаю тебя!» и выиграли грант в сумме около двух миллионов рублей. Для занятий с ребятишками приобретено оборудование: специальные альбомы ПЕКС, карточки, коммуникаторы, компьютерная техника. Педагоги прошли обучение в Москве и Кирове.

Общение без напряжения

В проекте участвуют 12 де­тей в возрасте от четырех до 14 лет. С ними проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием методики ПЕКС. По сути это обмен информацией через карточки, где изображены предметы и их названия. Ребенок отдает карточку и получает необходимый предмет. Методика разработана в 1985 году, в нашей стране стала использоваться активно только в последние годы. Несмотря на кажущуюся простоту, она имеет строгий протокол. Все действия педагогов должны быть четко выверены, и только в таком случае возможен хороший результат.

Проект стартовал в феврале и завершится в сентябре. К этому времени все участники должны научиться пользоваться карточками и немного коммуникаторами. Первый этап прошли 90 процентов детей. Большинство уже может пользоваться «фразовой речью», у кого-то она из двух слов, у кого-то – из трех-четырех. Ребятишки начинают понимать свойства предметов, «говорить» об их размере, цвете.

– Мы даже перестаем замечать, что дети не умеют говорить. У кого-то на этом фоне появились звуки, слоговая речь. У других речь не появилась, но все равно это снимает большое напряжение в общении, – говорит Ульяна Черноусова.

Поговори со мною, дочь

Родители подтверждают, что методика эффективна, им стало проще понимать, что хочет особенный ребенок.

Юлия Попова, мама девятилетней Саши, вспомнила случай, как однажды всей семьей искали игрушку, не понимая, какую именно. Девочка на нервах, родители в слезах. И только когда дочка указала на цвет, взрослые нашли потерю.

– С карточками ПЭКС такой проблемы нет. Они нужны в обиходе, – утверждает мама. – Еще для нас важна карточка «Жди». Ребенок очень активный. И надо, чтобы Саша могла хотя бы одну минуту посидеть и подождать.

Методика для жизни

Методика ПЕКС не кабинетная, она для жизни, для общения везде и со всеми. Благодаря ей расширяется круг общения особенных детей. «Звездочка» проекта Ника. Она быстрее всех освоила карточки, альбом и коммуникатор. Недавно она вместе с мамой и педагогом отправилась в кафе, где сделала свой первый заказ: молочный коктейль со вкусом клубники и блинчики с маслом. Сложила слова при помощи карточек, и официантка ее прекрасно поняла! Получив заказ, девочка таким же образом показала «спасибо».

– Я довольна результатом. Ника быстро научилась менять одну карточку на предмет, затем перешла на фразу из двух слов. А теперь она может составлять фразу из 4–5 слов, указать размер, цвет желаемого предмета. Сейчас учится комментировать. Мы перешли от фразы «Я хочу» к «Я слышу», – делится успехами дочери Алёна Чудакова. – Мы с Никой не пропускаем проекты «Лучика». Но этот явно отличается от других. Даже летом, когда у ребенка каникулы, мы с удовольствием ходим сюда, и дочка даже не воспринимает это как занятия.

Занятия в радость

Это один из самых важных моментов: ребенок должен получать удовольствие от общения. Если на коррекционных занятиях его просят сделать то, что представляет сложность, и поэтому часто нет желания выполнять, то здесь все легко и весело.

Есть и «попутные» эффекты. Так, у Ксюши, помимо проб­лем с речью, плохо двигается правая рука, но благодаря тому, что нужно брать карточки, у девочки есть мотивация, она лучше разрабатывает свою правую руку и стала намного активнее пользоваться левой. Ее мама Инна Бесараб рада, что в Рубцовске появилась возможность заниматься по этой системе.

Значимость проекта понимают не только те, кого он непосредственно касается. Так, городская библиотечно-информационная система безвозмездно предоставила помещение для проведения лекций и мастер-классов для родителей.

Справка

ПЕКС – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с расстройством аутистического спектра. Эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Фоторепортаж