В барнаульском университете обучают применению беспилотников в сельском хозяйстве

20:00, 12 марта 2023г, Наука 1627


В барнаульском университете обучают применению беспилотников в сельском хозяйстве Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

В Алтайском аграрном государственном университете проходит обучение теории и практике очередная группа курсантов «Лётной школы».

На симуляторе, в «кубе» и читальном зале

Эта школа была создана в аграрном университете в октябре 2021 года и была в то время единственной в своем роде в Сибири. По словам руководителя «Лётной школы» АГАУ заместителя декана агрономического факультета, кандидата сельхознаук Владимира Чернышкова, история ее создания очень проста.

– В университет стали обращаться люди с вопросом,  не готовим ли мы операторов БПЛА для использования их на опрыскивании полей? – рассказывает Чернышков. – Мы к тому времени уже знали, что в Краснодарском крае и Ставрополье такая работа становится уже обычным делом, так почему бы и нам не перестать отставать от жизни и не начать готовить специалистов по управлению дронами для сельхозработ и не только?!

Курсантами первой группы стали студенты и преподаватели аграрного университета. Однако уже вскоре стали создаваться группы для обучения, в которых не было ни одного человека, имеющего отношения к АГАУ. Программа здесь неизменна для всех – 52 часа занятий, из них 24 – практика. Только вот стоимость обучения для студентов и преподавателей университета значительно ниже, чем для остальных желающих поступить в «Лётную школу».

– Случалось, приходили ребята, считающие, что их могут по мобилизации в зону СВО забрать, а раз так, то лучше, пока этого не случилось, специальность подходящую получить, чтобы потом не в пехоте под артогнем с автоматом бегать, – незлобиво усмехается Чернышков. – Обычно приходят те, кто дрона зачастую и не видел до того своими глазами. Сначала проходят теоретический курс, потом «летают» несколько дней на симуляторе-тренажере (пульт – компьютер), затем в «кубе» – специально огороженная площадка 3 х 3 х 3 метра, а потом в университетском читальном зале. Заключительный полет на сдачу экзамена – на опытном поле АГАУ в окрестностях Барнаула.

По словам руководителя летной школы, сейчас обучается уже десятая группа курсантов из 10 человек. И уже набраны новые группы, проблем здесь нет.

Курья

Индустриальным партнером летной школы АГАУ стала компания «Приоритет Агро», первое в нашем крае сельхозпредприятие, где для защиты полей пестицидами масштабно используются беспилотники. По утверждению заместителя директора этой компании Юрия Кишко,  БПЛА превосходят традиционную сельскохозяйственную технику сразу по нескольким параметрам. Дроны могут опрыскивать высокостебельные растения и работать после дождя, а кроме того, квадрокоптеры не оставляют технологической колеи, как трактор, который приминает до пяти процентов урожая, не говоря уже о существенной экономии препаратов. С их использованием проводили химпрополку, защиту от вредителей и десикацию целого ряда культур. Летающие роботы показали эффективную работу при различных скоростях ветра и в ночных условиях, когда применение других технических средств обработки просто невозможно.

– Всего в нашем хозяйстве имеется порядка 30 тыс. гектаров посевных полей, на которых мы выращиваем пшеницу, овес, горох, ячмень, горчицу, рапс, сою и другие культуры, – рассказывает аграрий. – Так вот, если в 2021 году мы опрыскивали пестицидами с помощью своих беспилотников 5 тыс. га, то уже в прошлом – 10 тысяч. А в нынешнем году будем применять их по всем нашим площадям. Практика показывает, что это выгоднее, чем применять обычную автомобильную опрыскивающую технику.

Прошлым летом на базе курьинского агропредприятия состоялся совместный практический семинар «Летной школы» АГАУ и компании «Химэкспорт» (Краснодарский край).

Главной целью проведения семинара стала демонстрация новейших моделей агродронов и их рабочих возможностей для сельхозтоваропроизводителей Алтайского края и всех заинтересованных лиц.

МТС для дронов

В феврале нынешнего года в АГАУ прошла XVIII Международная научно-практическая конференция «Аграрная наука – сельскому хозяйству», одним из ключевых мероприятий которой стал научно-практический семинар «Применение беспилотных авиационных систем в сельском и лесном хозяйстве». В нем приняли участие ученые, представители агрокомпаний и дилеры беспилотной техники из Барнаула, Томска, Новосибирска, Иркутска и Владивостока.

Первым на этом мероприятии выступил заведующий лабораторией беспилотных авиационных систем Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), руководитель компании по производству дронов «Новые технологии» Евгений Макаров, чьи беспилотники используются для обучения слушателей «Лётной школы» АГАУ. Он рассказал о богатом опыте применения дронов его компании в сельскохозяйственных предприятиях Томской и Тюменской областей, Красноярского края для аэрофотосъемки полей, определения их точных границ, для создания карт внесения удобрений, для оценки всхожести озимых и яровых культур и т. д.

Научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН (Владивосток) Александр Иванов поделился опытом применения беспилотных летательных аппаратов для осмотра мест рубок, что позволяет предотвращать злоупотребления в лесном хозяйстве: проводить оценку их объема, а также вывезенного леса, определять породы срубленных деревьев и даже измерять их толщину.

Выяснилось, однако, что практика применения дронов для обработки полей обнаружила ряд проблем. Например, в отличие от Кубани, где беспилотники применяются давно и в большом количестве, на Алтае пока конфигурация полей не обеспечивает свободный подлет со всех сторон, что существенно усложняет работу оператора. В РФ пока нет препаратов, сертифицированных под малообъемное внесение с помощью дронов, что затрудняет агроному возможность определять дозировку при обработке. Поэтому агродроны пока предполагают выборочное применение для обработки полей, т. е. это дополнительное техническое средство к наземному опрыскивателю. В настоящее время, по мнению докладчиков, максимально эффективно применение БПЛА для десикации, то есть обез-
воживания тканей растений путем обработки их химическими препаратами. После этого семена во многих случаях не нуждаются в сушке и очистке, их можно сразу отправлять на хранение.

Здесь беспилотник, по общему мнению, непревзойденный работник. А вот при внесении средств защиты растений к дронам остается еще много вопросов с точки зрения экономической целесообразности.

– Что останавливает аграриев в приобретении беспилотников? – задал вопрос участник семинара, директор компании «Агрохимсервис» Алексей Ильин и сам же на него ответил. – Как вся электроника, дроны конструктивно развиваются быстро. Сегодня это новая модель, а завтра уже устарела. Не угонишься. Поэтому я считаю более перспективным создание отдельных компаний, которые предоставляли бы услуги по использованию дронов сельхозтоваропроизводителям. По образцу МТС, которые когда-то существовали. Там был бы свой парк БПЛА, своя ремонтная база, обученный персонал. И такие услуги в полевой сезон очень востребованы в Алтайском крае!

Слово курсантам «Лётной школы» АГАУ

Никита Шпагин, заместитель руководителя филиала «Россельхозцентра» по Алтайскому краю и Республике Алтай:

– Мы проходим здесь курс обучения в составе группы сотрудников из семи филиалов «Россельхозцентра». Выбрали такое направление обучения, поскольку оно интересное и перспективное. Наши коллеги из Татарстана, из южных регионов уже осваивают беспилотные технологии для мониторинга посевов и по другим направлениям, и мы не хотим от них отставать. К завтрашнему дню нужно готовиться сегодня. Образно говоря, нам в этой летной школе дали удочку и показали, где есть рыба. Я думаю, что в полевом сезоне нынешнего года мы в какой-то мере применим полученные здесь знания и навыки на практике.

Юлия Орлова, сотрудник энергетической компании «АЛТЭСА+»:

– Технологии, которые мы здесь осваиваем, мне очень интересны, в том числе и с точки зрения профессиональной деятельности, ведь беспилотники можно применять и в сфере энергетики. Скажем, для мониторинга линий электропередач. Надеюсь, что то, чему я здесь научусь, в будущем мне пригодится.

Фоторепортаж