В российских кинотеатрах вышла жестокая притча о постапокалиптическом будущем

08:24, 28 января 2020г, Культура 948


1
1

В этом январе, спустя семь лет после премьеры, в российских кинотеатрах идет фильм «Сквозь снег» – жестокая притча о классовом обществе в постапокалиптическом будущем.

В 2014-м, когда англоязычный фильм корейца Пон Джун-хо посмотрел весь мир, в России у картины не нашлось прокатчика. Нынешний всплеск интереса связан, очевидно, с тем, что новая сатирическая комедия режиссера «Паразиты» завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и претендует на «Оскар» в шести номинациях.

Действие фильма «Сквозь снег» разворачивается в не таком уж далеком будущем, спустя 17 лет после всемирной катастрофы. В попытке остановить глобальное потепление человечество нечаянно устроило новый ледниковый период, и все живое погибло. Выжили только пассажиры уникального бронепоезда, который безостановочно несется по кольцевой железной дороге и полностью огибает планету за год. Места в первых вагонах выкупили богачи, чья жизнь, по слухам, привычно спокойна и комфортна. А происходящее в хвосте поезда похоже на концлагерь с голодом, грязью, болезнями и пытками. Здесь едут безбилетные пассажиры, которым владелец поезда, загадочный Уилфорд, в свое время позволил спастись. Не выдержав издевательств, мрачный мужчина по имени Кёртис (Крис Эванс) поднимает восстание и рвется вперед, расчищая себе дорогу дубиной, топором и всем, что под руку попадется, чтобы захватить двигатель. Но на этом пути его ждут не только потери близких, но и жестокие разочарования.

Несмотря на актуальность экологической повестки, внешние обстоятельства в этом фильме довольно условны – и ледяной апокалипсис, и технически совершенный поезд с неистощимым запасом топлива и еды, способный прорубать путь сквозь снежные завалы. Все это – способ по-новому рассказать о чудовищном социальном неравенстве нашего мира (которому был посвящен и новый фильм режиссера «Паразиты»). Просто здесь это общественное расслоение «растянуто» по горизонтали. Но обладатели привилегий все так же готовы защищать их от бедняков любой ценой – а тем уже практически нечего терять, и война неизбежна.

Во многом условны и персонажи. О том, что стоит за угрюмостью главного героя, мы узнаем в самом конце, и эта тайна способна поколебать невольную симпатию к нему. На протяжении всего фильма Кёртис просто идет к своей цели, попутно жертвуя теми, к кому был привязан. Ему помогают безрукий старик Гиллиам (Джон Хёрт), мудрец и главный моральный авторитет в хвосте поезда, и юноша по имени Эдгар (Джейми Белл), не помнящий мира до катастрофы. Вокруг – пассажиры, у которых власти поезда зачем-то отобрали детей, и ожесточившиеся молодые мужчины. Чтобы открыть все двери, бунтовщики освобождают из тюремного вагона таинственного корейца (Сон Кан-хо) – бывшего инженера, а ныне наркомана, и его дочь, способную видеть сквозь стены.

Противостоящий порядок олицетворяют не только головорезы с топорами, но и министр Мэйсон – очередной причудливый персонаж актрисы Тильды Суинтон, которая здесь неузнаваема в парике, гриме и со вставной челюстью. «Пассажиры! С самого начала я живу впереди, вы живете в хвосте. Знайте свое место!» – вот во что она верит. Впрочем, привилегии в этой реальности относительны: поезд – с одной стороны, конечно, ковчег, в котором спасаются остатки человечества, но с другой – тюрьма на колесах, покинуть которую не могут и самые богатые.

При всей кажущейся сюжетной прямолинейности фильм умудряется преподносить сюрпризы с открытием каждой новой двери, а экшен почти не дает зрителю передышки. Но даже на этом насыщенном событиями фоне финал способен поразить. Судя по реакции, зрители, смотревшие фильм впервые в одном из барнаульских кинотеатров, такой развязки не ожидали.

И хотя за прошедшие с премьеры годы большинство желающих наверняка уже посмотрело «Сквозь снег» пиратским способом, в запоздалом прокате есть смысл. Во-первых, фильмы такой красоты стоит увидеть на большом экране. Во-вторых, некоторые его идеи спустя время стали только актуальнее. Однако стоит оценить свою моральную готовность – картина изобилует насилием.

Фоторепортаж