Вам красную или желтую карточку? Как преодолеть страхи учителя перед цифровым будущим

10:12, 24 декабря 2019г, Образование 1761


1
1

В Барнауле прошла всероссийская конференция по вопросам цифровизации образования «Школа в координатах Digital». На ней обсуждали тренды трансформации образования в Алтайском крае, федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Мы встретились с директором по региональному развитию сервиса Яндекс.Учебник Дмитрием Растворовым.

Об обратной связи

- Мероприятие было направлено на знакомство педагогов Алтайского края с различными электронными образовательными ресурсами, - отметил Дмитрий. - Также сами учителя смогли показать мастер-классы с использованием этих платформ.

Алтайский край стал одним из первых регионов, который еще в 2018 году начал сотрудничать с Яндекс.Учебником. Регион принял участие в совместном исследовании Яндекс.Учебника и НИУ ВШЭ, которое проводилось на протяжении всего учебного года. Его целью было узнать, как использование Яндекс.Учебника влияет на образовательные результаты школьников по русскому языку и математике и их отношение к учебе.

Сегодня в крае более 1 300 зарегистрированных в сервисе учителя и 13 тысяч детей из 400 школ Алтая. В целом, отзывы учителей о сервисе, полученные в ходе конференции, положительные. Более 180 учителей начальных классов краевых школ прошли обучение по программе «Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе».

Зачем нужен сервис?

- Мы всегда опираемся на обратную связь от учителей-практиков. Яндекс.Учебник помогает в решении рутинных задач, связанных с подготовкой к урокам и проверкой домашних заданий. Сервис сегодня содержит более 35 тысяч карточек с заданиями по русскому языку и математике, которые сгруппированы в тематические подборки. Учитель также может составлять их самостоятельно.

Сервис проверяет все задания, выполненные детьми, автоматически, и учитель получает уже готовые результаты учебной аналитики, которые может применять для формирования индивидуальных образовательных траекторий при работе с детьми. Таким образом, педагог экономит время, и может его направить на общение с детьми, индивидуальную работу с учениками, проектную деятельность в классе, или на самого себя и свое профессиональное развитие.

Из этих двух задач, которые мы помогаем решить учителю, вытекает наша третья сильная сторона - это возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Например, дети с особенностями возрастного развития нуждаются в одном виде работы, а дети, которые осваивают программу с опережением, могут потрудиться над задачками олимпиадного уровня.

О мифах

- Считается, что нынешние дети гораздо более продвинуты в плане новых технологий, чем те же родители и даже учителя. А педагоги, конечно, сильнее в плане опыта и методик, но как пользователи немного отстают, особенно пожилые. Не сказывается ли такая разница в опыте реализации и применении сервисов в школах?

- Это достаточно распространенный миф о том, что педагогам с большим стажем работы тяжелее использовать цифровые образовательные ресурсы. С точки зрения взаимодействия с гаджетом, детям и молодым педагогам действительно проще - современное поколение рождено в эпоху интернета, другого мира дети не видели, и они не боятся идти на контакт с цифровой средой. Наша задача - помогать учителю преодолевать все страхи. Сделать это можно с помощью простого в освоении и интуитивно понятного сервиса.

Педагоги со стажем обладают большим методическим опытом, и в этом отношении им проще грамотно встроить цифровой ресурс в учебный процесс. Чаще всего учителя с опытом знают, как интегрировать цифровую платформу, а главное - какие методические задачи она поможет решить. В связи с этим хорошо использовать в школе элемент наставничества. Педагоги со стажем могут взаимодействовать с молодыми учителями, обсуждать и разрабатывать модели использования сервисов на уроках. При этом, не стоит забывать о детях: они легко могут стать помощниками учителей в освоении гаджетов.

- Во многих школах запрещают ученикам пользоваться смартфонами и планшетами. Это правильно?

- Да, мне кажется, что когда речь идет о разумных ограничениях и введении правил использования гаджетов, это правильно. Нехорошо, когда ребенок на уроке отвлекается на соцсети и посторонние приложения. При этом он вполне может решать оперативно свои образовательные задачи. К примеру, посмотреть в словаре незнакомое слово, найти нужную информацию по предмету.

Самостоятельный поиск

- При решении онлайн-задач велик риск сразу же заглянуть и взять правильный ответ, особо не напрягаясь. Что может мотивировать школьников найти решение самому? Как вообще сервис стимулирует самостоятельное мышление?

- У детей всегда есть соблазн найти какую-то подсказку, обойти процесс решения и просто написать готовый ответ. Безусловно, многое зависит от учителя и от того, как он организует образовательный процесс. Но чтобы этого не происходило, наши задания разработаны таким образом, что не всегда можно быстро и легко найти верный ответ в Интернете. Мы используем разные механики и форматы заданий. Помимо тестов есть задания, для решения которых ребенку нужно рассуждать, обращаться к учебнику или рабочей тетради.

Тексты задач составители стараются сделать более интересными, чтобы ребенок эмоционально погружался в процесс решения. В такие моменты у большей части ребят не возникает желания найти готовый ответ. Они просто забывают об этом и погружаются в самостоятельное решение.

О перспективах

- Почему сервис охватывает только начальную школу? Будет ли развитие? Что нового появится в 2020 году?

- Уже в этом году предлагаем контент по математике не только для учителей начальной школы, но и для педагогов пятого класса. К следующему учебному году мы будем продолжать развитие Яндекс.Учебника по математике и русскому языку для 5–6 класса.

Обязательно будут появляться новые предметы: например, география. Еще в прошлом годузапустили проект «‎Уроки музыки», который также будет развиваться в дальнейшем, и был успешно реализован проект «‎Культурный марафон», давший возможность проведения занятий по четырем направлениям: музыка, кино, театр, архитектура. Планов у нас много, часть из них мы поэтапно реализуем, и в дальнейшем будем предлагать учителям наши новые разработки.

О меняющемся мире

- Считается, что старая школа была не столь технологичной и оцифрованной, зато давала качественное образование. Вы согласны?

- Я соглашусь с тем, что учитель может дать качественные знания детям, не имея интерактивной доски и компьютера в классе, при этом владея методикой начального образования и работая по бумажному учебнику. Но мы живем в мире, в котором ежегодно увеличиваются объемы информации, и детям нужно учиться с ними работать. Это неизбежно влияет на образовательный процесс, и в школе появляются современные технологии и инструменты для организации работы с детьми.

Мы живем в настоящем и работаем на перспективу, поэтому обязаны пользоваться теми инструментами, которые нам предлагает современность. Когда-то люди писали перьями и использовали чернила, потом появилась автоматическая шариковая ручка, теперь же на лекциях студенты могут использовать планшеты, ноутбуки и телефоны. Мир меняется, и школа меняется тоже. При этом нельзя забывать о традиционных инструментах. В сочетании традиций и новых технологий, мне кажется, заложен секрет успеха.

Фоторепортаж