Барнаульский водоканал готовится к легкому паводку в 2019 году
17:00, 20 февраля 2019г, Общество 1244
Фото Андрей КАСПРИШИН
Начала паводка в краевом центре в нынешнем году специалисты Барнаульского водоканала ожидают 10 – 15 апреля и к нему готовятся. Но пока не пришла большая вода, им хватает забот с малой. Только в 2018-м на сетях, подведомственных водоканалу, произошло 484 аварии. Сразу нужно сказать, за последние годы их количество значительно снизилось.
В ожидании концессии
При этом большинство резонансных аварий – это порывы на чугунных сетях, протяженность которых составляет лишь 30% от общего количества коммуникаций. Чугун – это материал, который служит долго, но трубы, когда приходит срок, лопаются по шву или по большому диаметру. Аварии на других участках жители практически не замечают – на трубу ставят хомут зачастую без отключения воды. Но срок службы у таких труб меньше.
Как бы там ни было, 484 аварии в год – это тоже много, и в нынешнем году на модернизацию сетей руководство водоканала планирует затратить 274 миллиона рублей. Однако масштабно изменить ситуацию, когда, по словам гендиректора Барнаульского водоканала Дмитрия Масловского, износ сетей в городе составляет 57%, такие вложения однозначно не смогут. В среднем за год в городе перекладывают 10 километров водопроводных и канализационных сетей, а для того чтобы капитально улучшить ситуацию, эту цифру нужно увеличить в три-четыре раза. Но если пользоваться при ремонте только собственными средствами, пришлось бы поднять тарифы на воду почти на 60% и более чем на 70% на водоотведение, а это путь однозначно неприемлемый.
Тем не менее выход есть, и находится он в совместном проекте администрации Барнаула и Барнаульского водоканала. Концессионное соглашение между ними предполагает направить в эту сферу инвестиции до 2,4 млрд рублей за 10 лет. Оно должно быть подписано в нынешнем году. При этом в первую очередь упор будет сделан именно на модернизации сетей, а не на оборудовании, которому на водоканале в последнее время уделялось немало внимания. Однако глава Барнаула Сергей Дугин предложил пойти дальше и подумать об увеличении таких инвестиций до 3,4 млрд рублей. Для снижения нагрузки на тариф рассматривается возможность участия в федеральных программах, направленных на повышение качества водоснабжения и водоотведения.
Как отмечает Дмитрий Масловский, такие деньги позволили бы кардинально переломить ситуацию с устареванием водопроводных и канализационных сетей в городе. А точнее, переложить 230 километров сетей, на 30 – 40% уменьшить количество аварий на канализационных и на 25 – 26% на водопроводных сетях.
Паводок будет
Это то, что касается воды малой, точнее, порывов на водопроводных трубах и аварий на канализационных сетях. Что же касается паводка, то технические специалисты Барнаульского водоканала считают, что его нынешнее прохождение в краевом центре будет достаточно легким. Это связано с неглубоким (по словам главного инженера этой организации Андрея Полюгно, всего лишь до полуметра) промерзанием земли в нынешний зимний период.
Но паводок все равно будет, от него мы никуда не денемся, так же как и от снижения качества воды в городе в это время. Она мутнеет, приобретая не самый приятный запах, однако, как отмечают специалисты, даже в этот период соответствует санитарным нормам.
– Для того чтобы бороться с мутностью, мы используем больше флокулянта и коагулянта, – говорит Андрей Полюгно. – Эти реагенты укрупняют хлопья на очистных сооружениях и осаждают их в специальных отстойниках.
В нынешнем году на сооружениях водоканала намереваются испытать новую систему работы, которая позволит удалить запах и цветность воды. При этом подчеркивается, что на горожанах такие мероприятия никак не скажутся. Суть их в использовании мелкодисперсного активированного угля, который будет вводиться в определенные точки сооружений. Ведется как подбор реагента, так и определение точек, куда он будет вводиться.
Кроме этого в ходе подготовки к паводку в Барнаульском водоканале был реализован инновационный проект по внедрению нового метода обеззараживания стоков. Проведены работы по модернизации хлораторных установок на водоочистных сооружениях с переходом на технологию мембранного электролиза.
– Хлор поставляется нам железнодорожным транспортом и находится в контейнерах, каждый из которых весит по тонне, – рассказывает специалист. – Эти контейнеры доставляются по городу на автомобиле, притом что хлор – это очень опасное, ядовитое вещество, которое может спровоцировать не только отравление, но и смерть достаточно большого количества людей при его распылении в оживленном месте.
Переход на новое производство позволит исключить выброс хлора.
– Фактически это мини-завод по производству хлора из поваренной соли. Берем обычную соль в магазине и путем химической реакции на специальном оборудовании в микроскопических дозах получаем нужный продукт, который тут же добавляется в воду в том виде, в котором он безопасен, – отмечает Дмитрий Масловский. – Мы полностью уходим от рисков, связанных со здоровьем и жизнью людей не только в районах, прилегающих к очистным сооружениям водопровода на Горе, но и по всему городу, там, где хлор транспортируется.
На внедрение новой технологии было затрачено порядка 100 миллионов рублей, и пока этот метод используется на канализационных очистных сооружениях.