В Барнауле прошел праздник танца

17:00, 03 мая 2018г, Культура 1554


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле состоялся IV Международный фестиваль-конкурс балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ».

Сорок девять хореографов, более 300 исполнителей собрал в этот раз в Барнауле праздник танца – а проходил он три дня. В жюри конкурса работали независимый хореограф Дмитрий Гайтюкевич, директор театра «Балет Москва» Елена Тупысева, доцент кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры (АГИК) Ольга Вернигора. Председателем жюри был завкафедрой современной хореографии екатеринбургского Гуманитарного университета Александр Гурвич.

Но начнем мы рассказ не с начала конкурса, а со… дня его закрытия. Тогда ректор АГИК Галина Буевич со сцены родного концертного зала произнесла весьма эмоциональную речь.

– Как приятно видеть, что нас много! – обратилась она к переполненному залу. – А семнадцать лет назад, когда институт открыл новое направление, мы очень волновались – станет ли оно конкурентом уже звездной народной и бальной хореографии. Но жизнь показала, что выбор был верным. Прошли годы, и наши выпускники создали свои коллективы. Нам захотелось увидеть результат их труда – так и возникла идея учредить хореографический конкурс современных направлений танца.

Сегодня вуз имеет очень большой конкурс поступающих на это направление. И не случайно: именно этот вид хореографии, как никакой другой, позволяет выразить свое внутреннее «я», позволяет быть оригинальным и сказать: «Вот какой я есть!»

О пользе калинки и малинки

Когда они лишь вышли на сцену маленькими ножками, с золотыми усиками на головках и взмахнули прозрачными крылышками – зал уже был покорен. Но ведь эти малышки еще и танцевали! Кто-нибудь подумал, каково им было там, на высокой сцене, впервые перед сотнями зрителей?..

Самым юным участникам конкурса исполнилось 4 – 5 лет! В других коллективах выступали 6 – 7- и 8 – 9-летние дети; имелись и смешанные по возрасту коллективы. Мальчишки из «ИнДиГо» легко крутили колесо и демонстрировали нижний брейк. А как хотелось пуститься в пляс вместе с «Коробейниками»: под «Спляшем, Ваня!» многие зрители притоптывали в такт. А уж аплодировали как! И «Пельмешкам» (ансамбль «Волшебный холст»), и «Калинке» (ансамбль Розы Фибер), и «Мухе-цокотухе» (ансамбль «Ланце») – всех и не перечислишь!

А ведь дети появились на «Образе» впервые! Декан хореографического факультета Наталья Горбунова рассказала:

– В этом году впервые в «Образе» принимают участие детские коллективы. Зачастую хореографы свои взрослые переживания переносят на детей, которые должны изображать страдания и безысходность, что несвойственно детской сути. Потому в положении конкурса прописали критерий «детский танец». То есть сюжет должен был этому самому критерию соответствовать, а юные танцоры – радоваться и играть.

Преподаватели вуза, конечно же, присматривают на «Образе» будущих своих абитуриентов. Они наблюдают, как работают выпускники АГИК, как развивается хореография в городе, крае, за рубежом, ведь в этот раз к нам приехали артисты из Китая и Казахстана. Если прежде выступали лишь любительские коллективы и студенты нашего вуза, то сейчас на «Образе» мы оценили таланты студентов из Новосибирска, Караганды, Улан-Удэ.

Хореограф Екатерина Зеленская была в жюри детского конкурса, но смотрела и «взрослые» выступления. И сказала об особенности, замеченной многими зрителями (причем не только на «Образе»):

– Мне показалось, что у взрослых танцоров было очень много схожести в тематике, лексике. У них имелось настолько много лирических, мелодраматических номеров, что в какой-то момент ты переставал уже понимать, кто именно на сцене. Ты видел единое страдальческое женское лицо. Чего на детском конкурсе, к счастью, не случилось.

– Что еще вы можете сказать о наших самых юных участниках?

– Жюри в первую очередь поразили технический уровень, оснащенность хореографической лексикой детей. Технически они тоже очень подкованы.

– Какой-то коллектив можете выделить?

– С точки зрения поиска, интересных находок в формате детского танца я выделила бы коллективы «Сок» и «Ланце» (их танец «Сбежало молоко» замечателен!). Еще хотелось бы отметить с точки зрения технического уровня народные коллективы. Я понимаю, что у вас в крае это традиционное направление. Хорошо, когда люди хранят традиции!

Советы от звезды

«Образ» помимо собственно конкурса включал в себя мастер-классы, встречу хореографов, руководителей коллективов с членами жюри. А в день закрытия «Образа» во время гала-концерта зрителям был преподнесен настоящий сюрприз. В рамках конкурса организаторы решились на эксперимент – они создали два номера и показали их на закрытии. Авторами работ были независимые хореографы из Москвы Анна Пестерева и Дмитрий Абдрошитов.

На праздник танца в Барнаул прилетел Дмитрий Гайтюкевич. Он является независимым хореографом с 2008 года, дважды удостаивался главной латвийской театральной премии Spelmanju nakts.

Главную в России театральную премию, «Золотую маску», Дмитрий в составе исполнителей получил за спектакль «После Вовлеченности. Диптих. Часть 2» (хор. Т. Баганова).

С 2006 года Д. Гайтюкевич проводит мастер-классы в Латвии, России, на Украине. Он работал в «Танцевальной компании Ольги Житлухиной» (Латвия); в Stellaris Dance Theatre (Норвегия); «Провинциальных Танцах» (Россия, 2008).

Как педагог Дмитрий Гайтюкевич работает в Рижском хореографическом училище, в танцевальной студии «Ритмс», сотрудничает с Рижским цирком и латвийскими фигуристами.

Общение с таким мэтром дало немало участникам и гостям праздника танца.

– Мы максимально делимся опытом с балетмейстерами, максимально откровенны, даем советы исходя из своего опыта, – отметил Дмитрий. – Мне кажется, что это не может не пойти на пользу, если человек хочет развиваться, идти дальше. Я считаю, что любая информация со стороны предполагает развитие.

– По каким параметрам вы оцениваете выступление артистов?

– Я смотрю все в целом – на мой взгляд, нельзя оценить либо одно, либо другое. Нужно оценивать все в комплексе. Мы смотрим на техническое исполнение – насколько дети подготовлены. Также смотрим, насколько актуален выбор произведения хореографом, костюмов, причесок. Для меня показатель того, что артисты ищут, – это оригинальность. Она, на мой взгляд, проявляется в каких-то идеях, новых решениях, подходах, непохожести на других.

– На ваш взгляд, каков уровень современной российской хореографии?

– Мне кажется, что российская хореография начинает стремительно подтягиваться. Еще несколько лет назад было намного сложнее что-то привнести из зарубежной хореографии сюда. Сейчас намного легче: пути открываются, люди едут и уровень российской хореографии растет.

– Главное, чем удивили вас участники фестиваля?

– Порадовали какие-то оригинальные вещи. А удивил, конечно же, высокий уровень техники, даже начиная с исполнителей младшей возрастной категории…

Посмотреть все фотографии

Факт
Гран-при в конкурсе детского танца завоевал Образцовый коллектив Алтайского края ансамбль народного танца «Коробейники».
В конкурсе балетмейстерских работ победила Ирина Леденева, преподаватель отделения «Хореографическое творчество» Гимназии искусств и культуры (рук. Алена Ломова, г. Барнаул), со спектаклем «Мел» Образцового хореографического ансамбля «Карамель».

Фоторепортаж