За руку с лучшим в мире другом

14:30, 10 августа 2015г, Общество 1353


За руку с лучшим в мире другом Фото №1

В краевом реабилитационном центре для детей и подростков «Журавлики» завершился летний лагерь для детей-аутистов «Лучший в мире друг». О том, как здоровые контактные школьники помогали аутистам в социализации, нам рассказали педагоги центра и родители детей, которым повезло побывать в этом лагере.

Такой интегративный лагерь дневного пребывания проходил в «Журавликах» уже в четвертый раз, рассказала нам заместитель директора центра Анна Чередниченко. Его особенность в том, что десять аутичных детей в возрасте от 6 до 14 лет постоянно взаимодействуют с обычными школьниками – разумеется, под присмотром родителей и педагогов-психологов. Кстати, приехав в центр за пару дней до окончания смены, мы поначалу просто не смогли отличить детей-аутистов от волонтеров из обычных школ: в их общении друг с другом не было ничего необычного. Кроме того, в лагере ребятишки каждый день получали медицинские услуги (массаж и логомассаж, кислородные коктейли) и успели побывать на шоу мыльных пузырей, в приюте для животных «Ласка», в музее пожарной части, бассейне и парке аттракционов.

Учиться через подражание

Концепцию интегративного лагеря нам объяснила педагог-психолог Евгения Мирская, главный организатор всех мероприятий с детьми-аутистами:
– Есть множество вещей, которым мы обучаемся автоматически посредством подражания, но человек, имеющий диагноз аутизм, к этому не способен. Обычное общение родителей, педагогов, врачей ребенку знакомо, но для него это просто фон, что-то смазанное. Чтобы привлечь внимание аутичного ребенка, эмоции должны быть ярче – есть даже такой термин «режим аффективного развития». Здесь на замкнутой территории собираются играющие сверстники, и куда бы ни упал блуждающий взгляд аутичного ребенка, он видит чье-то лицо, выражающее эмоцию: кто-то доволен, кто-то обиделся. И наступает момент, когда этот ребенок осознает, что его навыков недостаточно для понимания происходящего вокруг. Так вот задача нашего 10-дневного марафона – подтолкнуть ребенка к осознанному желанию эмоционально развиваться.

Педагог рассказывает, что большинство ее подопечных великолепно владеют компьютером – в шесть лет могут с маминого планшета выйти в Интернет и найти себе любой мультфильм в нужной озвучке. Взаимодействие в социуме дается им гораздо тяжелее.

– В большинстве трудов отечественных и зарубежных специалистов говорится, что с аутичным человеком нужно работать индивидуально, чтобы его внимание не рассеивалось, не было тревоги и паники. Но вне этих искусственно созданных комфортных условий никакой кондуктор в автобусе, уборщица в школе или сверстник в песочнице не станет заглядывать ему в глаза, чтобы убедиться, что он все понял, – замечает Евгения Мирская. – И петербургский психолог Ирина Карвасарская придумала реабилитировать аутичных детей в группах. У нее же я прочитала, что друг друга аутята видят и слышат гораздо лучше, чем обычных людей, а потом и сама в этом убедилась.

Итак, главное, чему посвящен лагерь «Лучший в мире друг», – это социализация, а также действие через подражание. И ключевая роль тут отводится сверстникам – обычным школьникам 11-14 лет, которые с готовностью приходят каждый день, буквально берут за руку аутичных детей и ведут в зоопарк или бассейн. Или даже в столовую, потому что поесть вне дома для ребенка с таким диагнозом тоже может быть непосильной задачей.

«Вчера мы были в бассейне, и только один ребенок поначалу не зашел в воду, остальные просто взялись за руки и прыгнули. Посмотрев, как они барахтались и купались, этот ребенок тоже решился. Это отличный результат! Обычно тренеры, педагоги и родители с большим трудом уговаривают детей», – рассказала нам Анна Чередниченко.

Важный опыт

Галина Нилова, мама 13-летнего Сергея, говорит, что в этом лагере они уже второй раз и очень довольны:
– Наши дети здесь смотрят на обычных сверстников и стараются взаимодействовать с ними, чему-то научиться. Причем дети-волонтеры сознательно идут на контакт с ними, не отталкивают их, а помогают, они очень доброжелательны, что побуждает наших детей раскрываться. А когда они все вместе играют, со стороны и не поймешь, кто из детей болен. Но мне кажется, что и для здоровых детей это важный опыт, ведь наше общество сегодня не знает, как реагировать на аутистов. Люди зачастую не понимают, что если такой ребенок кричит и плачет, то не потому, что плохо воспитан, а потому, что такова его форма защиты – ему попросту страшно. И мы надеемся, что дети-волонтеры расскажут потом своим друзьям об этой проблеме…

– Еще лагерь дает нам возможность побывать в общественных местах, для моей десятилетней дочери это очень важно, – добавляет Ирина Привалова. – К тому же когда мы едем куда-то все вместе, мы и сами становимся смелее, одна-то я с дочерью, скорее всего, не пойду – страшно, как отреагируют люди. Командой нам легче.
– У меня ребенок спокойный, но ему тяжело вступать в контакт. И вот вчера он тут впервые делил мячик с другим мальчиком, для нас это такой прогресс! Раньше он просто поворачивался и уходил – «не нужен мне мячик», а вчера показал характер, – радуется Лидия Зубко, мама шестилетнего Ильи.

– В городе практически нет мест, куда можно приводить наших детей, – говорит Галина Нилова, – мы давно выступаем за то, чтобы перевести этот лагерь на постоянную основу. Мы с сыном ходим в «Журавлики» уже шесть лет. Сейчас проходим реабилитацию два раза в год – это то, что нам может предложить государство. Но нашим детям нужно постоянное внимание специалистов.

Заметим, что сами организаторы лагеря были бы только рады охватить вниманием большее количество нуждающихся детей и создать для них лучшие условия. В этом году они подавали заявку на Всероссийский конкурс «Здоровое поколение», который проходил в Москве при поддержке различных министерств и ведомств.
– Грант мы не выиграли, но наша программа лагеря для аутистов была признана одной из лучших в стране, – говорит Анна Чередниченко. – А мы хотели провести смену на Яровом или в Горном Алтае, чтобы дети постоянно находились на чужой территории, с обязательными выездными мероприятиями… Со стороны может показаться, что мы слишком суровы к ребятишкам, но их родители видят результаты: ребенок пытается общаться, с ним можно проехать в транспорте или пойти в музей, хотя раньше он в таких ситуациях просто падал и кричал… В общем, в следующем году мы с этой идеей пойдем на губернаторский грант

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж