«Законотворчество начинается не в зале заседаний»: председатель АКЗС Иван Лоор

17:00, 26 августа 2016г, Общество 1035


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Завершается срок полномочий VI созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания. Итог работы депутатов – 507 законов, касающихся в той или иной степени каждого жителя нашего региона. О том, как они повлияли на качество жизни наших земляков, «Алтайской правде» рассказал председатель АКЗС Иван Лоор.

Слушай старших

– Иван Иванович, за период с декабря 2011 года сделано немало, приняты важные для Алтайского края законы. Чем, по-вашему, правильнее измерять их значимость – количеством, качеством или степенью важности для тех, кто живет на этой земле?

– Сложно говорить о важном и неважном в законотворческой работе. Думаю, для избирателей главное, чтобы региональный закон был состоятельным, помогал решать наболевшие вопросы,  повышать уровень социальной защищенности, улучшать качество жизни. Приоритет для депутатов АКЗС – работа на первичном уровне власти. Законотворчество начинается не в зале заседаний, а на встречах с нашими избирателями, с сельскими и районными депутатами во время выездных мероприятий, экспертных обсуждений, личных приемов граждан. Большинство из 507 принятых законов – реперные и даже всенародные. Необходимость их принятия продиктована реальными нуждами жителей конкретных территорий. К примеру, закон «О статусе «дети войны», выстраданный, без преувеличения, людьми, касается интересов 95 тысяч жителей региона.

– Не так давно «Алтайская правда» побывала на вашей встрече с ветеранским активом Славгорода. Запомнилось, как эмоционально люди старшего поколения, «дети войны», по сути, наши мамы и папы, высказывались о принятии краевого закона. Неужели каждый раз так?

– А иначе просто ничего не получится. Славгород нам показал, что не нужно замыкаться только лишь депутатским сообществом на стадии разработки законопроекта. Мы разослали его в районы, обсудили, как он будет работать в территориях, и только потом приняли. По той же схеме был подготовлен и закон о звании «Ветеран труда», и многие другие. Но этот подход, увы, пока не используется депутатами федерального уровня, и вопрос доведения региональных инициатив, актуальных для России, до рассмотрения Госдумой пока остается открытым. Принимается всего 6% законодательных предложений из регионов. И мы убеждаем комитеты, руководителей фракций, находим единомышленников, делаем все, чтобы был завершенным народный формат принятия законов. Особенно тех, что касаются незащищенных слоев населения.

Сила убеждения

– Нынешняя уборочная страда показала, что урожайность зерновых культур в иных районах нашего края выше, чем на юге страны, в Краснодаре и Ставрополе. Во многом благодаря тому, что в аграрной сфере работают законы, принятые или инициированные нынешним созывом АКЗС. Можно ли с этой точки зрения считать инициативу алтайских законодателей неким эталоном для России?

– Однозначно да. Она учитывается и при формировании федеральных законов, регулирующих сельскохозяйственную сферу. Время санкций показало, что мы представили на рассмотрение Госдумой актуальнейший законопроект «Об особо значимых аграрных территориях», увы, пока не принятый. Наш законопроект касается не только Алтайского края, мы не претендуем на преференции в ущерб другим регионам. В нем учтены реалии землепользования в регионах России с подходящим для устойчивых урожаев климатом, мощным земельным ресурсом, высокой долей сельского населения и продукции сельского хозяйства в региональном валовом продукте. Мы должны мыслить категориями не местечковыми, а государственными. Не размывать деньги, направляемые в этот сектор экономики. Тем более что эффективный мировой опыт поддержки аграрных территорий работает в Канаде, Австралии, Америке... Но есть примеры, когда нам удалось убедить федеральных законодателей в своей правоте. Самый наглядный – переход Алтайского края в другой часовой пояс. Мне довелось выступать по этому вопросу на пленарном заседании Государственной думы. Сейчас жители края, особенно крестьяне, довольны тем, что световой день удлинился. Мы, к слову, провели решение быстрее, чем наши соседи из Новосибирска и Томска. Получилось также убедить федеральный центр в необходимости расширения спектра действия программы «Земский доктор». Хорошо, что при всех трудностях и спорах удается найти возможность повышения социальных расходов.

– А какие, на ваш взгляд, законы, принятые в VI созыве, обеспечивают рост эффективности экономики, предпринимательства, налоговой базы края?

– С 2012 года принята целая законодательная линейка, среди тем которой патентная система налогообложения, налоговые каникулы для начинающих резидентов экономической деятельности, легализация теневого бизнеса,  розничный оборот алкоголя, закрытие псевдобаров, торгующих спиртным фактически круглосуточно. А для защиты законных интересов представителей малого и среднего бизнеса мы в VI созыве учредили институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае.

Когда пиар бессилен

– Удается ли в условиях жесткого бюджета соблюдать баланс между необходимостью принятия тех или иных законов и финансовыми возможностями региона?

– Такой подход к формированию законов единственно верный, время это подтвердило. Мы вписывались в возможности текущего бюджета,  заодно просчитывая, что будет завтра. Если прогноз был неблагоприятным, закон не принимался. Зачем вводить людей в заблуждение, принимая заведомо популистские, декларативные, нечестные, неработающие решения? Есть у края, увы, горький опыт, когда в начале двухтысячных непродуманно был принят закон о начислении пенсий тем, кто занимается личным подсобным хозяйством. Мы вынуждены были его отменить. Недоверие людей к власти как раз и возникает потому, что она допускает подобные промахи. Я с гордостью говорю, что не подписал ни одного закона, не подкрепленного финансами.

– Подписываетесь под тем, что каждый из 507 принятых честный?

– Отвечаю за каждый. Если кто-то из моих оппонентов считает, что это не так, пусть назовет хотя бы один неработающий закон.

– Но для такой оценки нужна серьезная экспертная работа.

– Общество и есть тот эксперт. Правом оценивать работу депутатов пользуются избиратели, жители края, поскольку и сами законы принимаются для них, на их благо. Если бы наше законотворчество не проходило общественного контроля, тут же активизировались бы определенные политические силы,  незамедлительно, а то и злорадно указывая нам на наши ошибки.

– И без того, насколько я знаю, ни одно слушание не проходит гладко.

– Противоречия движут общество вперед. Для того и существует парламент, чтобы рассмотреть все точки зрения и не дать представителям власти следовать тупиковым направлением. Горький осадок остается тогда, когда твои коллеги из фракций голосуют против безосновательно, для того лишь, чтобы подчеркнуть свой оппозиционный статус. Но сколько бы мы ни спорили, поделить можно лишь то, что есть в корзинке. К слову, и сам закон «О краевом бюджете», один из двух тысяч, принятых депутатами АКЗС с 1994 года, обсуждался весьма напряженно, но получился очень качественным и ни разу не был дискредитирован. Я всегда предлагаю компромисс. Если вы не соглашаетесь с социальными и экономическими приоритетами, предлагайте свою модель законодательного развития. Но с обязательным обоснованием, почему мы должны забрать у многодетной мамы или ветерана труда и передать тому, кто, по вашему мнению, нуждается больше. В этой точке начинается персональная ответственность, в ней же люди, как правило, перестают спорить и соглашаются с доводами разума. Нам удалось добиться взаимного уважительного отношения депутатов друг к другу. Как бы трудно порой ни принимались законы, какие бы полярные мнения ни высказывались, они не скатываются на уровень личных претензий и оскорблений, как было в 90-е. Это залог того, что и впредь АКЗС будет руководствоваться не амбициями, а интересами региона.

– Неизвестно пока, какая часть депутатов уходящего созыва войдет в новый. Станет ли он преемником заложенных вами традиций?

– Думаю, как минимум 50% действующего состава сохранит свой статус. Но при этом мы наверняка увидим новые лица. Курс парламента останется прежним – на стабильность общества. Мое пожелание новичкам: сохранить и развить традиции и приоритеты, складывавшиеся годами, передававшиеся, как знамя, из созыва в созыв. Во-первых, взаимодействовать с исполнительной властью не «в обнимку», а конструктивно, учитывая интересы жителей края. Во-вторых, работать с проблемами на местах, а не выбирать точки, где не задают неудобных вопросов. Так мы поднимаем статус депутатов уровня села и района, знающих местные проблемы не понаслышке. Таких проводников интересов народа более семи тысяч по краю. Против их доверия и авторитета, заработанного конкретными делами, бессилен даже самый черный пиар. Ну и, в-третьих, работать с молодежью, способствовать развитию общественных структур по примеру краевого Молодежного парламента, на наших глазах выросшего в мощную организацию, авторитетную настолько, что выездной Молодежный парламент Госдумы в этом году принимал Алтайский край. К слову, второй созыв «молодежки» на федеральном уровне также возглавляет представитель нашего региона.

Есть мнение

Александр Романенко, председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике:
– Самым эмоциональным впечатлением от депутатской работы в VI созыве для меня стало открытие обновленного Дома культуры в селе Устьянка Локтевского района. За последние годы в обновление объектов социальной сферы на моем избирательном округе, в строительство и ремонт школ, больниц, котельных, водопроводов вложено много. Но Устьянский ДК все же стоит особняком. Много лет заброшенное здание разрушалось, и вот в 2012 году, к 25-летнему юбилею, оно обрело вторую жизнь, а село – душу. Надо было видеть горящие глаза детей, слышать благодарные слова их родителей. Такие вещи дорогого стоят. Ради них стоит работать. Пожелания коллегам VII созыва: не будьте равнодушны, участвуйте в жизни избирателей, не пренебрегайте нуждами конкретных людей на пути к большим делам.

Татьяна Ильюченко, председатель комитета по социальной политике:
– Самое позитивное воспоминание – выездное заседание Молодежного парламента при Государственной думе и совместное заседание Палаты молодых законодателей и Молодежного парламента на Международном форуме «Алтай. Точки Роста». Мероприятия прошли на высоком уровне, это результат слаженной командной работы. Не могу не вспомнить участие депутатов в тестовой сдаче норм ГТО и победу нашей лыжной команды в Спартакиаде госслужащих. Для меня работа в АКЗС стала абсолютно новой сферой деятельности, и я благодарна опытным депутатам, которые взяли меня под крыло, помогли освоиться. Большое спасибо коллегам, с которыми мы работали над законодательством края в социальной отрасли. Впереди у нас много работы, и я надеюсь, что мы и дальше пойдем вместе.

Сергей Серов, председатель комитета по аграрной политике и природопользованию:
– Всех нас объединяет стремление видеть свой округ и край процветающим, благополучным. Достижение этой цели зависит от каждого из нас, от стремления в полной мере использовать свои силы и способности для создания таких условий, в которых хочется жить, работать и отдыхать.

Виктор Красилов, председатель комитета по местному самоуправлению:
– Законодательное Собрание края повторно сдало экзамен на политическую зрелость, есть четкая политическая структура с оформленным ядром. Наша особенность и наше достижение – свобода мнений в широком диапазоне в сочетании с высоким уровнем единства.

Александр Лазарев, председатель комитета по здравоохранению и науке:
– Удачными считаю «круглые столы», которые прошли на площадке АКЗС по теме борьбы с табакокурением, качества питания, поясного времени и другим, результаты которых можно было видеть в положительных оценках избирателей. Не меньшее удовлетворение я получил после завершения личных приемов граждан, где они высказывали благодарность при решении трудных вопросов. Проведенные на высоком уровне выездные заседания комитета в Бийске, Славгороде, Заринске также существенно повлияли на оздоровление региона в буквальном и переносном смыслах.

Всеволод Кондратьев, председатель комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству:
– Круг вопросов, рассматриваемых комитетом, оказался весьма широк. Вспомните хотя бы законы, принятые в сфере предпринимательства (патентная система и налоговые каникулы); ЖКХ и проведения капремонта; инновационной и инвестиционной деятельности, земельных отношений. Избрание по одномандатному округу налагает особую ответственность. На встречах с избирателями как в райцентрах, так и в малых селах важно не только услышать проблемы людей, но и приложить усилия для их разрешения.

Справка
VI созывом АКЗС принято 507 краевых законов, из них более 90 – базовые, регулирующие социальную и экономическую сферы региона. Около 400 принятых правовых актов касаются внесения изменений в действующую базу в связи с динамикой развития федерального законодательства. Из самых значимых, направленных на повышение уровня социальной защищенности и качества жизни людей, – законы «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края», «Об образовании в Алтайском крае», «Об участии граждан в охране общественного порядка» (в народе «закон о дружинниках»), «О статусе «дети войны», «О предоставлении мер социальной поддержки по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
Важной для всех сельскохозяйственных регионов страны стала инициатива АКЗС, предложенная для обсуждения в Госдуме, – законопроект «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации».

Фоторепортаж