Игротека 64 +

Земной шар – под электронным колпаком, сшитым не без участия шахматистов

00:00, 26 июля 2013г, Общество 1865


Игротека 64 + Фото №1

Эдвард Сноуден, чье бегство, по сообщению американских СМИ, заставило АНБ ввести новые меры по ужесточению режима секретности. Так, заместитель главы Пентагона Эштон Картер на совещании по вопросам безопасности заявил, что пересмотру подвергнется система хранения информации в АНБ, основной массив которой в настоящее время излишне централизован, аккумулирован в одном месте. И этот массив секретнейших сведений предстоит рассредоточить... 

В настоящий момент Федеральной миграционной службой РФ рассматривается ходатайство Сноудена о предоставлении ему временного убежища на территории нашей страны. По закону подобные прошения могут рассматриваться ФМС в течение трех месяцев...

«Я предлагайт... ничья!»

Не одно десятилетие главным шахматным клубом столицы Соединенных Штатов Америки был Washington chess Divan.

В нем не раз выступал с лекциями и экзаменовал его посетителей сам Ройбен Файн – доктор психологии и один из сильнейших шахматистов мира середины двадцатого века. Не исключено, что среди экзаменуемых именитым гроссом были и частенько посещавшие главный шахматный очаг американской столицы два друга – Бернон Митчелл и Уильям Мартин, вряд ли афишировавшие своим шахматным партнерам, что оба они подвизаются на ниве криптологии в Агентстве национальной безопасности США. Но пройдет какое-то время, и их имена узнает весь мир! А дело в том, что два этих завсегдатая вашингтонского шахматного клуба в один прекрасный день не вернулись на службу из очередного отпуска. Летом
1960-го они махнули в Москву и на состоявшейся вскоре в Белокаменной пресс-конференции перед сотнями журналистов – наших и иностранных – выложили правду-матку о своей бывшей сильно засекреченной конторе. Как она, оснащенная тысячами электронно-вычислительных машин и располагающая двумя тысячами пунктов перехвата (во многих странах мира), заарканивает радио- и телетайпные сообщения, причем шпионит не только за СССР и другими странами Варшавского договора, но и за своими союзниками по блоку НАТО...

В озвученном на пресс-конференции перебежчиками из Дворца головоломок (так нарек АНБ большой специалист по этой цитадели радиоэлектронного шпионажа американский эксперт Джеймс Бэмфорд) заявлении Бернон и Уильям выразили пожелание заняться научной деятельностью. И это их пожелание было выполнено, оба, получив, естественно, советское гражданство, поселились в Ленинграде.

...В середине 80-х годов прошлого века ваш покорный слуга готовил для центрального издательства «Физкультура и спорт» брошюру о шахматных клубах. И с этой целью я однажды махнул в город на Неве, чтобы вникнуть в повседневную жизнь его главного шахматного очага – ЛГШК имени М. Чигорина. Беседа с директором клуба полковником в отставке Сергеем Тихоновым длилась часа два, после чего мой собеседник, извинившись, сказал, что должен по неотложным делам отлучиться на часок, и предложил мне спуститься в турнирный зал. Что я и сделал, остановившись возле столика, за которым в одиночестве восседал представительный мужчина. Очки в модной оправе, коротко острижен, интеллигентный высокий лоб с залысинами. Оживившись при моем появлении, он жестом предложил сгонять партийку, я устроился напротив и недолго думая двинул «е2-е4»... Обмениваясь с партнером малозначащими фразами, я понял по его сильному акценту, что он иностранец. Играли мы, как и свойственно для легких партий, обоюдоостро, в запутанном энд-шпиле мой соперник произнес: «Я предлагайт... ничья!» Мы пожали друг другу руки.

А почему я вспомнил эту партию... По фотографиям в Интернете Бернон Митчелл (кстати, он был капитаном шахматной команды Агентства национальной безопасности!) весьма напоминает того моего соперника, решившего не рисковать в сложной позиции... Большой поклонник древней интеллектуальной игры, этот бывший сотрудник американской радиоэлектронной разведки, бросивший якорь в нашей Северной столице, вполне мог посещать ЛГШК.

Эдвард Сноуден: по стопам криптологов-шахматистов

Как пишут Дэвид Уайз и Том Росс в своей книге «Невидимое правительство» (переведена на русский в середине 60-х) из-за сенсационного побега Бернона Митчелла и Уильяма Мартина были уволены главный кадровик и еще 26 сотрудников АНБ. А палата представителей приняла закон, согласно которому министр обороны мог махом уволить любого работника Дворца загадок, если появлялось сомнение в его преданности, причем без обжалования. Вот тебе обходняк – и гуляй, Джон. Не исключено, что после бегства Бернона и Уильяма, завсегдатаев Washington chess Divan, в АНБ взяли на особый учет всех своих сотрудников, неравнодушных к шахматам...

Но и принятые меры предосторожности оказались недостаточными... Три года спустя в Москве объявился новый перебежчик из АНБ – взломщик шифров арабских стран Виктор Гамильтон. В последующем самую мощную разведслужбу США сотрясали новые провалы, и вот наисвежайший – Эдвард Сноуден, также трудившийся во Дворце загадок, а ранее – в ЦРУ. Выходит, его не раскусили отделы собственной безопасности двух важнейших разведслужб США! Как известно, этот последователь криптологов-шахматистов Митчелла и Мартина бежал из США в Гонконг, a в 20-х числах июня прибыл в Москву и временно обосновался в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево», покинуть которую он не может, поскольку его американский паспорт аннулирован...

Феномен шахматной Британии

Сноуден обнародовал в западных СМИ сведения о тотальной слежке АНБ за информационными коммуникациями между гражданами по всему свету.

За «умышленную передачу секретной информации» беглецу грозит 30 лет тюрьмы, а как бы и не смертная казнь.

Хотя мировая-то общественность давно и не понаслышке знает, что АНБ и его партнеры – аналогичные спецслужбы ряда стран, уже много лет как взяли наш земной шарик в электронные клещи, перехватывая и анализируя телефонные разговоры, факсы, электронные письма, фотографируя секретные объекты посредством спутников-шпионов с подключкой к спутниковой связи, а с наступлением эпохи Интернета – и с внедрением в серверы, социальные сети и т.д. Многое известно и о многочисленных наземных базах, имеющих прямое отношение к глобальной системе радиоэлектронного шпионажа под кодовым названием «Эшелон». В Интернете есть масса фоток этих секретнейших баз, усеянных, как видится с высоты птичьего полета, огромными «белыми яйцами» (это гигантские кевларовые шары, облегающие и защищающие чувствительные спутниковые антенны).

...Не так давно на одном из британских шахматных сайтов появилось предположение, что во Вторую мировую один из сильнейших наших гроссов Давид Бронштейн будто бы служил дешифровальщиком. Видимо, в основе этой догадки (совершенно фантастической) то, что Давид Ионович защищал цвета «Динамо», спортобщества силовых структур. А вот ведущие британские мастера, о чем мы уже не раз рассказывали в «Игротеке», действительно в войну отстояли криптологическую вахту, проявили себя на секретном фронте и в период холодной войны, и нет сомнения, что иные из них были причастны и к функционированию «Эшелона». Этот феномен шахматной Британии мало изучен, секреты-то туманный Альбион хранить умеет, так что исследователю этой сложнейшей, но интереснейшей темы во многом приходится, как говорят герои популярнейшего приключенческого романа, «качать на косвенных».

Вот, к примеру, сильный шотландский мастер Норман Маклеод в 60-е отметился победой в шахматном чемпионате Мэриленда. Каким же ветром занесло британского гражданина в этот американский штат? А все просто – на территории Мэриленда как раз и находится Форт-Мид, штаб-квартира АНБ, в котором Норманн, по всей видимости, тогда стажировался, будучи сотрудником Центра правительственной связи, многолетнего партнера Дворца загадок по гигантской радиоэлектронной прослушке. Высококвалифицированный программист Маклеод был с большой неохотой отпущен из ЦПС на пенсию в 1984-м. В 1991-м он покинул этот мир из-за тяжелейшего недуга. Через год –посмертно – был удостоен звания гроссмейстера по шахматной композиции, и одной из его двухходовочек мы и завершим наш сегодняшний рассказ.

 

 

 

 

 

 

С небывалым размахом

Летом 1924 года Париж принимал 8-летние Всемирные Олимпийские игры. На той Олимпиаде впервые был проведен и командный шахматный турнир – как показательный.

С прицелом на то, что в программу последующих Игр древнейшая игра войдет как полноправный вид. Увы, этого не случилось, и шахматистам пришлось проводить отдельно свои олимпиады (поначалу называвшиеся «турниры наций») с интервалом в два года. Но зато на 8-й Парижской олимпиаде была создана Международная шахматная федерация (ныне известная под аббревиатурой ФИДЕ), и это случилось 20 июля. 

С 1966-го во всем мире ежегодно проводятся Международные дни шахмат – как раз 20 июля.

Этот праздник великой игры нынче прошел в Барнауле с небывалым размахом! Во-первых, его ареной стал Молодежный театр имени Валерия Золотухина. Во-вторых, прошедший там турнир в формате рапида (быстрые шахматы) собрал 40 участников и среди них – 3 гроссмейстеров, 5 международных мастеров и 7 мастеров ФИДЕ! Победил, как и ожидалось, самый именитый гость – действующий чемпион Европы, заслуженный мастер спорта москвич Алексей Дреев, набравший 7,5 очка из 9. «Серебро» взял гросс из Томска Андрей Белозеров, третьим финишировал 30-летний кандидат в мастера из Барнаула Виталий Бояринцев.

Лучший результат среди участников-школьников показал юный барнаулец Алексей Сорокин, у него 12 место (5 очков), причем в одном из туров он сыграл с Дреевым вничью!

Лучшим среди ветеранов был экс-чемпион края 66-летний Юрий Разговоров.

Звездочки из Тогула

В середине июля краевой центр принимал очередную «Сибирскую Интеллиаду», и в ее детском турнире просто здорово сыграл Миша Кречетов из села Тогул.

Он набрал 9 очков из 9! А 2-й результат показала Вика Ефимцева, и она тоже из Тогула.

Добавим, что Миша и Вика являются победителями традиционных конкурсов «Игротеки» по решению шахматных композиций в номинации «Школьники». 

Фоторепортаж