Школа как важнейший элемент

00:00, 29 августа 2013г, Общество 1319


Школа как важнейший элемент Фото №1

Состоявшаяся в преддверии Дня знаний очередная встреча губернатора с журналистами, естественно, была посвящена проблемам образования, причем не только школьного. Александр Карлин ответил на вопросы, касающиеся модернизационных процессов в дошкольных учреждениях, остановился на ряде проблем высшей школы и объяснил, каким ему видится правильное отношение общества к образовательной сфере в целом. Кроме проблем мировоззренческого плана были затронуты и вполне конкретные (и самые обсуждаемые) изменения, с которыми дети и родители столкнутся уже в сентябре: возможное повышение платы за детские сады и школьная одежда.

По словам губернатора, школа представляется ему базой, важнейшим сегментом всей образовательной системы. «Ни один здоровый ребенок не должен миновать школы. Если у него есть проблемы со здоровьем, он также получает образование, но в тех объемах и формах, которые для него рекомендованы врачами и педагогами. Это может быть дистанционное или надомное обучение, семейное. Но школа в моем понимании – это наше все, и когда мы говорим об образовательной системе, начинаем всегда с нее.

Из тех 24 тысяч первоклассников, которые скоро впервые сядут за парты, дошкольную подготовку прошли 97 процентов – в основном в детских садах либо, что реже, в подготовительных группах при школах.

Также губернатор ответил на вопрос, является ли образовательный кластер, с его точки зрения, оптимальной моделью, позволяющей решить проблему безопасности детей.

- Я не считаю, что эта модель рассчитана исключительно на крупные города и районы массовой многоэтажной застройки. Барнаульский квартал 2000 – это пример, когда кластер сформирован в новом микрорайоне, где все рассчитано и взаимоувязано: сколько мест должно быть в детском садике, а на сколько учащихся надо рассчитывать школу и учреждения дополнительного образования. И все это должно дать те эффекты, на которые мы рассчитываем, включая безопасность детей, когда минимизируется использование общественного транспорта. Но это в идеале, мы же часто идем от возможного. В Барнауле формируются образовательные кластеры и в уже обжитых микрорайонах, в том числе и в центре города.

Как рассказал губернатор, в настоящее время такой кластер формируется на базе краевого лицея, он появится по завершении второго этапа реконструкции. Есть примеры, когда кластеры строятся в других городах и сельской местности. Так, в Егорьевском районе через реконструкцию объектов были созданы новая школа и детский сад, использующие совместно спортивное ядро, зеленую зону и даже общий пищеблок. Все это не противоречит санитарным нормам и вполне отвечает здравому смыслу. Подобные планы сейчас вынашивают власти Бийска и Рубцовска. «Кластер в моем представлении – это не прокрустово ложе, в которое мы должны насильно втискивать образовательную систему, а довольно гибкая форма учета разных составляющих – воспитательного и образовательного процесса, сохранения здоровья и обеспечения безопасности детей», – заметил Александр Карлин.

Кроме того, губернатор рассказал о положительных примерах участия общественности в жизни школы (напомним, на недавней августовской педагогической конференции педагоги приняли совместное обращение к общественности с призывом к более активному участию в модернизационных процессах).

- Мы сегодня стали больше заниматься вопросами попечительских советов образовательных учреждений. Кто-то мне скажет, что родительские советы были всегда, но попечительский совет – немного другая форма, при которой сотрудничают не только педагоги и родители, но и сами учащиеся. И оказывается, что школьники глубоко вникают в то, что происходит в учебном заведении. В одной из новых школ есть паренек Артём, мы познакомились, когда на открытии этой школы я его держал на собственном плече, а он оповещал всех о начале учебы. Через несколько лет я приехал и этот парень провел для меня экскурсию по школе. Должен сказать, далеко не все директора так обстоятельно и досконально рассказывают, что было, что есть и что будет в их учебном заведении. Поэтому участие таких ребят в работе органов управления делами школ полезно: они являются не просто объектами воспитания, над которыми взрослые творят некие эксперименты, а теми, кто понимает, что происходит, и имеет свое мнение.

Губернатор также одобрил создание родительского совета на региональном уровне («есть процессы, которые выходят за стены конкретной школы, и их нужно решать сообща не только на уровне муниципалитета, но и на региональном») и напомнил о тех примерах, когда руководители предприятий опекают школы и даже через службу занятости организуют работу ребятишек на летних каникулах.

- Понимание школьных проблем как чрезвычайно значимых для общества – в наших традициях. В архивах можно найти документы о том, чем занимались наши крестьяне на сельских сходах: добрая половина вопросов - как организовать работу местных школ. Если понимать общество как сельскую общину, то отношение к образованию было всегда самое доброжелательное, и эти традиции живут в народном сознании, их надо просто адаптировать к современным условиям.

Подробно остановился Александр Карлин и на проблемах вузовского образования: должна ли высшая школа заниматься воспитанием и социальной адаптацией или вуз – это лишь образовательный и научный центр? Губернатор отметил, что в последние годы воспитательную компоненту зачастую пытались удалить и из общеобразовательной школы, и из вуза. Хотя традиционно российская образовательная система уделяла большое внимание личности школьника, гимназиста, студента. «Архаичные формы (вроде поездки на картошку) практиковаться не будут, но, возможно, им на смену придет волонтерская работа при участии куратора группы. Почему бы и нет?»

Наконец по поводу одного из самых обсуждаемых вопросов, платы за детские сады (так называемой родительской доли содержания ребенка), губернатор заверил журналистов, что «ничего страшного в детских садах не произойдет».

С 1 сентября вступает в силу новый федеральный закон «Об образовании», по которому регионы должны определить размер родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. По словам Александра Карлина, выполняя эту норму закона, в регионе провели предварительную работу, рассмотрев два варианта – установление единой средней платы по краю и установление дифференцированной платы по муниципалитетам.

- Мы получили предложения от муниципалитетов, сорок пять из них предлагают установить дифференцированную плату и сохранить ту, которая существует сегодня. Отдельные муниципалитеты, в том числе крупных городов, предлагают ее увеличить. Здесь есть определенная логика, ведь родители будут получать компенсацию, исчисленную из размера платы в этих муниципалитетах. А размеры наших обязательств по компенсации родителям их затрат на детские сады остаются неизменными: 20 процентов – на одного ребенка, 50 процентов – на второго и 70 процентов – на третьего.

Александр Карлин подчеркнул, что сегодня оба варианта изучаются специалистами и решение будет принято в течение ближайших дней. Впрочем, даже если будут приняты предложения отдельных муниципалитетов (в Барнауле плата за детский сад не поднималась с 2010 года, а объективно содержание детей в дошкольных учреждениях становится все более затратным), то повышение в среднем по краю составит не более семи процентов.

Губернатор также напомнил о том, что с 1 января 2014 года вопросы финансирования зарплат педагогов дошкольных учреждений будут переведены с муниципального на региональный уровень и эти средства уже закладываются в бюджет края. А алгоритм повышения зарплаты указан президентом: средняя заработная плата воспитателя должна достигнуть размера средней зарплаты в системе школьного образования.

Фоторепортаж