Школа дорожного мастерства

00:00, 11 сентября 2013г, Общество 1841


Школа дорожного мастерства Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

О важности господдержки рабочих профессий в России сегодня говорится на всех уровнях власти. Оно и понятно, ведь зачастую найти квалифицированного сварщика или каменщика гораздо сложнее, чем, скажем, юриста или экономиста, коих вузы выпустили уже немало. Особенно остра проблема нехватки рабочих рук в строительный сезон, который в Сибири ох как короток!

Но в Алтайском крае есть отрасль, которой удалось даже в трудные финансово-экономические времена сохранить коллективы профессионалов, выполняющих задачи любой сложности. Речь идет об «Алтайавтодоре». С одной стороны, это подтверждают те дороги, что сегодня строятся и ремонтируются в нашем регионе. А с другой, наглядным подтверждением профессионализма стал конкурс «Лучший по профессии», состоявшийся 5 сентября в районе поселка Березовка. В нем приняли участие представители большинства дорожных хозяйств нашего региона.

- Значимость этого мероприятия мы никогда не приуменьшали. Просто в силу ряда обстоятельств так случилось, что предыдущие три года школу передового опыта мы не проводили, – говорит и. о. начальника КГКУ «Алтайавтодор» Василий Мотуз. – Но сегодня важны общение, возможность поделиться опытом представителей многих профессий дорожной отрасли. Старая поговорка: себя показать и на других посмотреть – очень способствует профессиональному росту специалистов.

Зима прошлого года показала, что представители дорожных профессий очень востребованы и жизненно необходимы нашей стране и региону. Ведь перед «Алтайавтодором» стоит задача обеспечения круглогодичного проезда по дорогам нашего необъятного региона. А для этого специалисты должны быть профессионалами своего дела. Да, в соревнованиях, наверное, не всегда побеждает сильнейший. Побеждает удачливый… Но то, что здесь собрались мастера своего дела, – это бесспорно!

Школа профессионального мастерства – это не только передача опыта, но и возможность познакомиться с новой техникой. И она – китайского, японского и российского производства – была достаточно широко представлена здесь. Более того, дилеры предложили дорожникам проводить соревнования именно на ней. Естественно, это добавило участникам определенной сложности: ведь одно дело – сидеть за рычагами, скажем, хорошо знакомого бульдозера и совсем другое – управлять новинкой, только что сошедшей с заводского конвейера. Но, согласитесь, на то он и профессионал, чтобы, быстро разобравшись с рычагами и педалями, качественно выполнить поставленную задачу.

- Очень хорошо, что традиция проведения такого рода дорожных конкурсов возрождена, - считает заместитель губернатора Алтайского края Яков Ишутин. – Но они есть не только в этой отрасли. Конкурсы проводят строители, лесная отрасль, сельское хозяйство. Сегодня здесь представлена элита дорожной отрасли, которая дает мастер-класс владения техникой. У них нужно учиться и другим дорожникам в 64 подрядных организациях края.

Природа подарила хорошую погоду, что для нынешнего года уже серьезный аванс. Но конкурс состоялся бы при любых погодных условиях.

В очной форме соревновались инженеры-геодезисты, машинисты средних и тяжелых автогрейдеров, бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков, водители самосвалов. А в заочной – главные инженеры предприятий, инженеры строительных лабораторий, операторы асфальтосмесительных установок, машинисты асфальтоукладчиков, машинисты катков.

Конкурсы не были легкими. К примеру, бульдозеристы соревновались в филигранном владении тяжелой техникой: нужно было срезать ровный слой грунта, переместить его на двадцать метров вперед. Машинисты погрузчиков демонстрировали тонкое маневрирование и способность переместить ковшом небольшой кубик. А водители самосвалов демонстрировали знание правил дорожного движения и виртуозность вождения большегрузными «МАЗами» и «КамАЗами».

- Спрашиваете, сколько лет я за рычагами трактора? – улыбается только что занявший первое место в номинации «Машинисты бульдозеров» Виктор Русниченко из тальменского ДСУ-9. – Уже и не помню, лет пятнадцать, наверное! У себя в ДСУ сижу за рычагами Т-170, которому 13 лет. А здесь довелось посидеть за рычагами новенького бульдозера Shantui. Хорошая техника, хотелось бы на такой работать. Думаю, в будущем это произойдет, ведь нельзя же, чтобы лучший по профессии бульдозерист вкалывал на пожилой технике (шучу, конечно). Сегодня в нашем ДСУ достаточно много работы. Строим дорогу к свинокомплексу ООО «Алтаймясопром». А потом – большой мост через реку Чумыш в Тальменке. Это значит, что и рабочие нужны, и техника соответствующая. Как победил? А когда перелопатишь тысячи тонн песка, грунта, гравия, тогда любые задачи соревнования не в новинку.

Это же подтвердили и братья Бланкины из Новоалтайского ДСУ-7, занявшие 2 и 3 места среди машинистов тяжелых автогрейдеров. «Я на такой технике работаю уже 24 года, – рассказывает Сергей Бланкин. – В ДСУ грейдер другой, но, согласитесь, это ведь не с трактора на самолет пересесть. Если есть опыт, то быстро привыкнешь к новой машине. Раньше доводилось принимать участие в таких соревнованиях и первые места с братом занимали. Но борьба есть борьба, и побеждает сильнейший. Для меня это тоже полезный опыт. Когда все уже на уровне моторики, видишь что-то новое для себя и начинаешь применять в своей работе. А объяснить непрофессионалу тонкости работы на грейдере, наверное, и не смогу.

В командном зачете среди дорожных организаций победителем стало ООО «Барнаульское ДСУ-4». Давно принято говорить, что в соревнованиях главное не победа, а участие. На мой взгляд, эта фраза права лишь отчасти. Ведь дух состязательности и желание победить – хорошие стимулы на будущее. И те, кто нынче не занял первых мест, уезжали с понятным желанием победить в будущем. Это хорошо, ведь главный потенциал любого коллектива – люди. Они – главная ценность, главное богатство. С ними можно ставить масштабные задачи и выполнять их.

Фоторепортаж