СТЕПНЫЕ ВЕТРЫ ДЛЯ ИНДИЙСКИХ ГОСТЕЙ

У СССР И РОССИИ ВСЕГДА БЫЛИ ОСОБЫЕ, ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЮЖНЫМ СОСЕДОМ

00:00, 18 июня 2010г, Общество 4054


СТЕПНЫЕ ВЕТРЫ ДЛЯ ИНДИЙСКИХ ГОСТЕЙ Фото №1

Ровно 55 лет назад, 16-17 июня 1955 года Алтайский край посетили премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди. За всю историю края это были, пожалуй, самые высокопоставленные иностранные гости.

«Третий путь»

После освобождения в конце 1940-х годов от английского колониализма первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца». Естественно, это заявление не могло не заинтересовать лидеров Советского Союза, флагмана мировой социалистической системы. Включение нищей многомиллионной Индии в орбиту борьбы с империализмом сулило важные преимущества.

Однако Джавахарлал Неру, пойдя на сближение с СССР и его сателлитами, не стал советским союзником, а выступал за мирное сосуществование государств с различным общественным строем. В его лице Индия возглавила созданное им движение неприсоединения к политическим блокам. Неру охарактеризовал свой подход как «третий путь», при котором заимствуется все лучшее из капиталистической и социалистической систем. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на ограничение влияния США в Азии и Африке. Обеим сверхдержавам (США и СССР) по разным причинам выгодно было и сдерживание Китая за счет усиления Индии.

Наряду со строительством промышленных предприятий Советский Союз передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских специалистов. При содействии СССР подготовлено в общей сложности более 120 тысяч индийских специалистов.

Сейчас впору поучиться у индийцев нам. Эта великая держава в невероятно короткие сроки по уровню промышленного производства вошла в десятку наиболее развитых стран мира. Научно-технический прогресс, мощный государственный сектор, эффективно действующее частное предпринимательство – основа относительной самостоятельности индийской экономики и независимого внешнеполитического курса страны, старт которым дал Джавахарлал Неру.

 

Мало гостил, да много видел

Визит руководителя Индии в СССР в июне 1955 года был весьма продолжительным. Прежде чем приземлиться в Москве, маршрут его самолета пролег через Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, Магнитогорск, Свердловск и Ленинград.

Алтай попал в сферу его интересов как регион, в котором за 1954-1955 годы, по официальным данным, было освоено более 2,7 миллиона гектаров целинных земель.

Перемены охватили и аграрный сектор экономики Индии, и Джавахарлал Неру хотел сам посмотреть на целину как социально-экономический и агротехнический эксперимент. Ведь здесь в 1953 году началась реализация программы общинного развития, также ставившей целью преодолеть нехватку аграрной продукции. В частности, в индийской деревне пытались организовать сеть учреждений по распространению передового сельскохозяйственного опыта, а также создать на селе кооперативные объединения.

Но принятые в стране законы об аграрной реформе имели существенные пробелы. К тому же в 1955 году в Индии случилась засуха, страна стояла на грани голода.

Еще в аэропорту Рубцовска высокий гость заявил: «Я много слышал о программе освоения целинных и залежных земель и хотел побывать здесь. Здесь есть чему поучиться. Вы - смелые и сильные люди. Я рад познакомиться с вашей работой».

Накануне в совхоз «Краснознаменский» Курьинского района, который значился объектом знакомства индийского гостя с опытом освоения советской целины, передали 90 новых комбайнов и 70 тракторов, ударными темпами проложили автодорогу – нет, не асфальтированную, а присыпанную гравием, которую еще долго звали «дорогой для Неру».

Руководитель Индии с дочерью Индирой Ганди, которая в официальном дипломатическом протоколе значилась как личный секретарь премьер-министра, а через десять лет возглавила правительство этой страны, находились на Алтае менее суток. Они приземлились в ближайшем к целинному совхозу аэропорту Рубцовска, проехали на автомобиле по степи около 120 километров и посетили всего лишь один поселок. Но, как говорится, гость мало гостит, да много видит. Джавахарлал Неру отметил отсутствие в степях систем орошения, однообразие природы и маловодность.

 

Сопка Неру

По традиции русского гостеприимства, как, впрочем, и восточного, гость – главное лицо в доме. Гость – это сам Бог - гласит индий­ская пословица. Для него – всё.

Однако на Алтае все испортила погода. Утро 16 июня выдалось на редкость холодным, порывистый степной ветер принес пыльную бурю. В рубцовском аэропорту Джавахарлал Неру и сопровождавшие его лица, одетые в традиционные индийские платья легкого покроя, ежились от пронизывающего холода. Руководители края Николай Беляев и Константин Пысин попытались ужать сценарий встречи, но гости все равно успели продрогнуть.

По воспоминаниям председателя Рубцовского горисполкома Василия Зибарева, «когда машины проходили городскими улицами, рубцовчане горячо приветствовали гостя, которым, как вскоре выяснилось, был личный повар Неру. И премьер, и повар облачены в абсолютно одинаковые одежды: светлые кители и брюки-гамаши, головной убор (вроде нашей пилотки) – все из льняной отбеленной ткани. И лишь потом, когда основной кортеж промчался на больших скоростях, люди поняли, что гость был «не тот».

В автомобилях во время пути в поселок Краснознаменский они немного отогрелись. А хозяевам хватило ума не предлагать им прохладительные напитки.

В Краснознаменском гостей знакомил с хозяйством директор целинного хозяйства Иван Никитин.

Я знаком с его сыном – тоже Иваном, жителем Первомайского района. По его словам, отец приехал в Курьинский район в марте предыдущего года из Краюшкинского, ныне Первомайского района, вместе со своей командой специалистов.

Индийские гости интересовались ходом строительства жилья, бытом, организацией отдыха, а также зарплатой механизаторов. Иван Никитин показал им машинный двор, провел по улицам, завел в дом механизатора Николая Затинацкого. Кстати, упорно ходил слух, что Индира Ганди обещала его дочери подарить автомашину.

По воспоминаниям Юлии Адышевой, жительницы Краснознаменки, потом гостей повезли в поле. Там, в нескольких километрах от села есть сопка, на которой они останавливались. Ее поныне зовут сопкой Неру.

Между прочим, через год или два этот поселок посетила делегация американских фермеров. Но их встречали проще, не так официально, как Неру: без хлеба-соли и без подарков – индийскому премьеру две молоденькие комсомолки вручили атласный мешочек с целинным зерном.

 

«Все флаконы раздала горничным»

Виталий Сорокин, автор книги «Последний в когорте «железных» вождей», отмечал, что Неру в конторе хозяйства не проронил ни слова, выглядел очень усталым, боролся с одолевавшей его сонливостью. За столом ограничился стаканом чая. Он обожал национальное индийское блюдо – капустные лепешки, но их не подавали.

Возвратилась делегация в Рубцовск поздним вечером.

По свидетельству Никифора Чаплыгина, бывшего начальника управления коммунального хозяйства Рубцовского горисполкома, Джавахарлалу Неру приготовили номер 201 в недавно выстроенной гостинице «Алей» Алтайского тракторного завода.

Как рассказывал мне бывший начальник управления комитета госбезопасности по Алтаю Евгений Дорохов, прежде в «Алее» «из мебели были одни лишь клопы». Пришлось из Москвы самолетом привезти мебельные гарнитуры. Но вскоре после отъезда высоких индийских гостей элитные номера «уделали». Хотя в них размещали не простых постояльцев – министерских сотрудников из Москвы, ответработников крайкома партии, секретарей райкомов. Пивных открывашек тогда днем с огнем было не найти – об эту мебель и открывали бутылки.

Принимающая сторона специально выписала из Москвы метрдотеля из рес­торана гостиницы «Националь». Из числа красивых девушек города были подготовлены горничные и официантки. Организовали доставку фруктов и овощей самолетом из Ташкента, а также местных деликатесов – стерляди и нельмы из Оби, пти­цы, мяса, ягод, молока, грибов. Но то, что русскому хорошо, индийцу – смерть! Говядину он не употребляет, так как корова – священное животное, курица, наоборот, - нечи­стое существо. Правоверный индус – как правило, вегетарианец. Поэтому приготовленные деликатесы достались местным, чему те были безмерно рады. То же самое произошло и с закупленной и выставленной на туалетном столике Индиры Ганди дорогой пар­фюмерией. По воспоминаниям председателя Рубцовского горисполкома Василия Зибарева, «все флаконы она раздала нашим горничным (к их большой радости)». Однако вероятен сценарий, что она к ним вовсе не прикасалась – так они и попали в руки русских девушек. Им якобы сообщили, что индийские женщины не занимаются тяжелым физическим трудом, от них потом не пахнет и поэтому они духами не пользуются.

Ранним утром 17 июня 1955 года на аэродроме Рубцовска Неру произнес в микрофон: «Мне очень понравились ваши обширные просторы и ваш степной ветер, который меня освежил».

Фоторепортаж